Наталья Гилюн
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Учить размышлять над нравственной сутью поступков, видеть вокруг себя красоту, любить и защищать её;
пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему; раскрывать творческий потенциал детей, фантазию
активизировать технические навыки работы акварелью.
Материал. Сундучок с «серебряным» клубком; костюм Феи Красоты; маленькие красивые подушечки для каждого ребёнка; камни размером с детскую ладошку в коробке; корзина с муляжами фруктов; бумажный цветок для игры «Цветик- многоцветик»; разные музыкальные фрагменты ;акварель, тонкие кисти,палитры,салфетки, вода.
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей» размещена в разделах
Дети входят в группу. Воспитатель приветствует их на казахском языке и напоминает, что пальчики тоже любят приветствовать друг друга. Все вместе выполняют пальчиковую гимнастику «Волшебный цветок».
Спал цветок волшебным сном
(кулачок крепко сжат,
Был закрытым. Но потом
Показался лепесток
(распрямить большой палец).
А за ним его дружок
(указательный палец).
Вот и третий не проспал
(средний палец).
И четвёртый не отстал
(безымянный палец).
Вот и пятый лепесток
(мизинец).
Вот раскрылся весь цветок! (Кисть руки изображает форму тюльпана -глубокой чашечки.)
Воспитатель берёт сундучок, делает таинственное выражение лица, открывает сундучок и достаёт клубок с серебристой нитью.
Воспитатель. Вот волшебный сундучок,
В нем серебряный клубок.
По дорожке Красоты
Побежим и я, и ты.
Пусть клубок, словно в сказке, поведёт нас по дорожке Красоты. А мы ему поможем. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел в окружающей нас среде: в детском доме, на прогулке, по телевизору, а потом передаст клубок другому.
Ниточка, тянись, тянись,
Красотою поделись!
Дети становятся в круг, воспитатель, крепко зажав в руке конец нити, проводит дидактическую игру «Что для тебя красота?», передавая клубок по кругу. Непременно хвалит детей за то, что они научились видеть красоту. Ответы детей разнообразны: красивый лист, пруд, книга, самолёт, человек, ваза, цветок, Земля, игра и т. д.
Воспитатель. Конечно, серебряный клубок появился у нас не просто так. Ведь дом, в котором мы живём – детский, а в детском доме всё возможно.
Ребёнок. В нашем доме, всё возможно:
Здесь то тихо, то тревожно,
То таинственно, то важно,
То волшебно, то отважно.
В спальне сон на мягких лапах,
В кухне здесь волшебный запах,
Птицы, дети и цветы
Дружат с Феей Красоты.
Воспитатель. Да, мы всегда чувствуем присутствие Феи Красоты в нашей группе. Она помогает нам творить чудеса с помощью краски, цветной бумаги, пластилина. Но мы никогда её не видели. Может быть, она услышит волшебную музыку и придёт к нам? Как вы думаете, какая музыка может быть волшебной? Какая она должна быть по характеру? (Мелодичная, красивая, нежная, воздушная, ласковая)
Дети садятся на ковёр, слушают музыку, в это время появляется Фея Красоты.
Воспитатель. А вот и она – Фея Красоты. Значит, мы выбрали правильную музыку, и Фее она понравилась.
Фея. Здравствуйте! Я Фея Красоты, я очень люблю всё красивое. А ещё я дружу с Феей Доброты и Феей Мечты. Мы вместе приготовили для вас подарок. Закройте глаза, а я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова: «Раз, два, три! Красота, добро твори!».
«Появляется» подарок.
Фея. Это волшебные маленькие подушечки, красивые, мягкие. Они располагают к мечтам.
Воспитатель. Спасибо, дорогая Фея за твой подарок, я думаю, он обязательно сегодня нам пригодится. Оставайся с нами. Ой, чуть не забыла. Сегодня почтальон принёс в детский дом звуковое письмо и посылку.
Звучит музыка.
Воспитатель. Какая это музыка по характеру? (Тревожная, колдовская, мрачная, недобрая) Фея Красоты – добрая волшебница, и музыка у неё добрая. Кто же мог прислать такую тревожную и злую музыку? (Злой волшебник.) А в посылке – подарок от него: серые камни. Что можно о них сказать? Какие они? (Грубые, тяжёлые, некрасивые, некрасочные, ненужные) Вы на кого хотели бы быть похожими – на доброго волшебника или на злого? (Ответы.) Давайте, определим, какими качествами должен обладать добрый волшебник, а какими нет.
Фея. Проводит дидактическую игру «Волшебная корзиночка». Дети садятся на колени. Воспитатель достаёт из корзинки муляжи фруктов (на каждом из них написаны слова, обозначающие различные нравственные качества человека). Если названное качество подходит для доброго волшебника, дети поднимают руки вверх, если нет – закрывают лицо руками. (Примерный список слов: отзывчивый, порядочный, завистливый, жадный, честный, жестокий, коварный, обаятельный, искренний, ленивый, грубый, ласковый.) Фрукты с противоположными качествами воспитатель кладёт на разные подносы, комментирует свои действия, советуется с детьми, подводит итог игры.
Воспитатель. Злой волшебник, подарив нам камни, хотел, наверное, нас разозлить. Но вы знаете, что если очень постараться, то любое злодейство можно обратить в доброе дело. В нашей группе тоже могут произойти волшебные превращения. Например, мы можем представить, что из этих камней можно построить волшебный город. Пусть это будет Город Мира, Город Добра, Город Мечты – Арман ала. Что это будет за город, мы должны придумать сами. Конечно, он должен получиться Добрым, и красивым и сейчас мы узнаем, что и кого в этом городе вы хотели бы видеть. И сразу постарайтесь объяснить, как нужно относиться к этой красоте. Дети вместе с воспитателем и Феей подходят к красочным иллюстрациям. Тому, кто хочет ответить на вопрос, Фея протягивает волшебную палочку. Предполагаемые ответы на вопрос: цветы, мир, добро, деревья, животных, небо, солнце, книги, жизнь.
Воспитатель. Как хорошо, что вы знаете, что такое красота и как к ней нужно относиться. Чтобы построить город Мечты, нужно многое сделать своими руками. С чего же мы начнём? Помните камни, которые прислал нам злой волшебник? Пусть каждый из вас попробует на камне изобразить свою мечту. Потом эти камни можно будет использовать в строительстве домов, театров, фонтанов в нашем Городе Мечты.
А для этого у нас есть чудесные подушечки, которые подарила нам Фея Красоты, Доброты и Мечты. Пусть они придут нам на помощь. Ведь Фея сказала, что они располагают к мечтам. (Раздаёт их детям и себе берёт одну). Подушечку можно прижать к сердцу или уху. Попробуйте помечтать. Каждый о своём,о сокровенном. Помните, если мечта благородная, то человек преодолеет любые трудности и сделает всё, чтобы она осуществилась. Пусть ваша мечта будет благородной!
Дети мечтают в абсолютной тишине, открывают глаза.
Воспитатель. И я мечтала вместе с вами. Посмотрите, как я отразила свою мечту на волшебном камне. Какими кистями я работала? (ответы). Правильно, самыми тонкими: пространство для рисунка небольшое. Можно использовать одну сторону камня, а можно несколько. Моя мечта живёт в моём сердце, а ваши сердечки сами вам подскажут, что нарисовать. (Дети встают, готовятся сесть за столы.) Пора за работу. Но на пути у нас, как в сказке, нераскрывшийся Цветик – многоцветик. Он не может раскрыть свои лепестки без нашей помощи. Вы должны правильно назвать цвет каждого лепестка на русском и казахском языке и тогда цветок раскроется. (Воспитатель показывает лепесток, а дети называют его цвет на двух языках).Красный (ызыл, белый (а,синий (кк, жёлтая (сары, оранжевый (ызылт сары, зелёный (жасыл,фиолетовый (кулгін). Вот и раскрылся волшебный цветок.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что у каждого из вас есть свой любимый цвет! Ребёнок. «Мой какой любимый цвет? Очень трудно дать ответ! Жёлтый очень уж хорош, он на солнышко похож! Красный, как зоря, как мак, без него нельзя никак! Синий цвет - прекрасно это, голубой- как небо летом. А зелёный- лес и сад, я ему конечно рад. В синем небе, посмотри, разноцветные огни!» Вот сколько у вас любимых цветов, которые вы сейчас можете использовать в своих волшебных рисунках! Дети выбирают камни, рассаживаются за столы. Звучит приятная музыка. Воспитатель обращается к детям с призывом представить себя добрыми волшебниками.
Воспитатель. Каждый волшебник обладает богатством, которое украшает его и которое он может подарить другому. Всех нас объединяет одно – Город Мечты. Мы мечтаем о городе, где нет зла, где все дружат, где царит Добро.
Закончив работу, дети собираются на ковре, садятся в круг, рассказывают о своих рисунках.
Воспитатель. Для каждого из вас камешек стал драгоценным сокровищем: он хранит вашу мечту. Кто знает, может быть, всё, о чём мы мечтаем, сбудется и когда – нибудь мы увидим город нашей Мечты. !
Фея Красоты. Я хочу вас всех поблагодарить за труд и за вашу Мечту. Чтобы вам ещё лучше мечталось, я угощу вас конфетами «Мечта». А ещё подарю вам альбомы, в которых вы нарисуете тех, кого хотите поселить в нашем волшебном городе. Нарисуйте тех, кого вы любите. А я желаю вам успехов!
Воспитатель благодарит детей и Фею за занятие. Дети обращаются к гостям с пожеланиями и дарят свои сердечки!