Инна Павленкова
Единый логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Единый логопедический режим ДОУ как условие
эффективной коррекции речи детей.
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса : воспитателями, педагогом - психологом, специалистами ДОУ, младшими воспитателями и родителями.
Публикация «Единый логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» размещена в разделах
Для создания единого речевого пространства в детском саду необходим "Единый логопедический режим" - строго очерченный круг требований у общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. Выполнение речевого режима, способствует эффективности коррекционной работы, предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.
Основные требования логопедического режима :
Правильная, выразительная речь учителя - логопеда, воспитателя, помощника воспитателя, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для дошкольника;
Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребенка в конкретный период, познакомить с ними сотрудников группы должен учитель - логопед;
Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только, руководствуясь рекомендациями учителя - логопеда;
Каждый педагог обязан всегда и везде исправлять ошибки в речи детей, но делать это нужно спокойно. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению речевых недостатков конкретного ребенка. На занятиях, напротив, стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагать детям найти ошибку и исправить ее;
В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты ДОУ;
Необходимо следить, чтобы ребенок аккуратно, без пропусков посещал занятия в логопедической группе. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую приходится начинать работу сначала;
В присутствии ребенка никогда не следует высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех;
От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учит учитель - логопед. Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять;
Воспитателю, музыкальному руководителю, педагогу - психологу, родителям необходимо обязательно посещать индивидуальные и групповые логопедические занятия, консультироваться с учителем - логопедом по вопросам исправления речи детей;
Речь дошкольников должна быть литературно правильной, без вульгаризмов. Нужно следить, чтобы ребенок говорил по правилам орфоэпии;
На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развернутые ответы. Нужно помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы, побуждать дошкольников к речи.
Основные требования к деятельности всех специалистов детского сада, принимающих участие в коррекции речи детей :
Методист детского сада анализирует посещение индивидуальных и групповых занятий; следит за соблюдением единого речевого режима; отвечает за повышение квалификации педагогов.
Воспитатель, являясь первым помощником учителя - логопеда в коррекционной работе, должен иметь высшее или среднее педагогическое образование и обязательно пройти курсовую подготовку по основам теории и практики логопедии, обладать абсолютно правильной речью и уметь "слышать" дефекты речи детей. Предусматривает закрепление логопедических заданий в процессе выполнения всех режимных моментов, общеобразовательных занятий.
Музыкальный руководитель, в период с 1 по 15 сентября проводит изучение воспитанников с нарушениями речи, выявляя возможности каждого ребенка по следующим параметрам: слушание музыки (устойчивость внимания); певческие навыки (протяжность пения, соблюдение дыхания); движение под музыку (бодро, легко, свободно); правильность передачи мелодии.
Педагог - психолог, занимаясь развитием высших психических функций дошкольников, должен следовать календарно - тематическому плану учителя - логопеда и воспитателя. Для занятий он подбирает лексический материал изучаемых в данное время обобщающих понятий, использует те же лексико - грамматические конструкции, что и на занятиях по программе образовательного стандарта и логопедических занятиях.
Помощник воспитателя должен соблюдать требования единого логопедического режима. Оказывать необходимую помощь, становясь непосредственным участником коррекционной работы. На первых этапах пребывания детей в группе "оречевляет" все режимные моменты.
Взаимосвязь в работе всех педагогов группы компенсирующего назначения позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать необходимые лексико - грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитию связной речи.