Елена Марченко
Конспект занятия «Едем в гости к Буратино. Лексико-грамматический строй и звукопроизношение»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Закреплять образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и с суффиксами увеличительного значения.
2. Закреплять образование родственных слов.
3. Обогащать словарь детей прилагательными, обобщающими понятиями.
4. Развивать фонематический слух; учить дифференцировать звуки на уровне слова; выделять первый звук в слове, последний звук в слове; различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и согласные мягкие звуки.
5. Закреплять зрительный образ букв.
Публикация «Конспект занятия „Едем в гости к Буратино, Лексико-грамматический строй и звукопроизношение“» размещена в разделах
6. Развивать желание и умение изменять слова.
7. Побуждать желание детей научиться читать на положительном примере сверстников.
8. Вызывать интерес к тайнам родного языка Предварительная работа:
Заучивание диалога «Кто там бродит у реки?» с девочкой и мальчиком группы. Работа над просодикой.
Оборудование:
1. Магнитофон.
2. Запись песни А. Рыбникова «Буратино».
3. Кукла Луша, кукла Буратино, Карлсон.
4. Дерево родственных слов и изображения листьев со словами (ход, ходики, ходули, выход, вход, переход, ходит.)
5. Альбом для развития фонематического слуха.
6. Альбом «Уменьшительно-ласкательные слова»
7. Домик с цветными балконами (красного, зелёного и синего цвета).
8. Пособие «Удочка».
9. Картинки с изображением диких, домашних животных и птиц.
Ход занятия:
Звучит песня А. Рыбникова «Буратино»
I. Оргмомент.
- Буратино пригласил нас к себе в гости. Поезд ждет. Плата за проезд - правильный ответ на вопрос: «Что является четвертым лишним?» (каждому ребенку свой вопрос)
• Стол, тумбочка, настольная лампа, диван.
• Мяч, кукла, пенал, пирамидка.
• Помидор, огурец, банан, свёкла.
• Мандарин, груша, морковь, яблоко.
• Сахарница, чашка, блюдце, вилка.
• Рубашка, шляпа, брюки, кофта.
• Ботинки, туфли, тапка, сапоги.
• Овца, корова, лиса, свинья.
• Коза, лошадь, жеребенок, кошка.
• Индюк, воробей, петух, гусь.
• Дятел, утка, синица, грач.
• Рысь, волк, слон, крокодил.
Отправляемся в путь. Повторяем дружно: Чо-ча-чу, чо-ча-чу - очень в гости я хочу.
II. Мы проезжаем Город Гномиков. У них все какое? (Маленькое, крошечное, малюсенькое, крохотное, мелкое)
1. По картинкам образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
2. На вербальной основе:
Дом - домик
Нос - носик Лес - лесок Рыба - рыбка Гриб-грибок Платье - платьице Халат - халатик Сундук - сундучок Паук - паучок Перо - перышко Бревно - бревнышко Ухо - ушко
Буратино ждет - по вагонам.
Чо-ча-чу, чо-ча-чу - очень в гости я хочу.
III. А это Деревня Великанов. Здесь все какое? (Большое, огромное, гигантское, увеличенное, большущее)
Жук - жучище.
Рак - рачище.
Волк - волчище.
Нога - ножище.
Нос — носище.
Рука - ручище.
Сундук - сундучище.
Паук - паучище.
Зуб - зубище.
Дом - домище.
Великан - великанище.
Продолжаем наш путь. Чо-ча-чу, чо-ча-чу—очень в гости я хочу.
IV. Проезжаем реку. Давайте станем полукругом, у нас получился мост.
Посмотрите, кто-то бродит у реки. Я не вижу. Пусть наши ребята нам расскажут.
Двое детей ведут диалог «Кто там бродит у реки?»
Толкование слова «кулик» - небольшая болотная птичка с длинными лапами.
V. На реке Карлсон ловит рыбку. Давайте попросим у него удочку и немножко половим тоже. Игра «Удочка». (Дети ловят удочкой недорисованные буквы и исправляют ошибку). Давайте скажем «спасибо» Карлсону и возьмем его с собой.
Впереди дорога. Чо-ча-чу,чо-ча-чу—очень в гости я хочу.
VI. Физминутка №1: Буратино потянулся.
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел:
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
VII. Странное дерево выросло на дороге. Наверное, волшебное. Это же дерево родственных слов. Какой тут корешок? Кто из вас сумеет прочитать? Дети читают:
«Ход». Дети придумывают родственные слова: ходики, ходули, ходить, ходунки, выход, вход, переход, проход, поход, выходной.
(По мере подбора слов вывешиваются листики-слова на крону волшебного дерева с надписью этих слов)
А Буратино ждет нас. Значит, в путь. Чо-ча-чу,чо-ча-чу—очень в гости я хочу.
VIII. На поляне показалась девочка. Ой, что-то она расстроена, она плачет. Подойду, посмотрю. Все ясно: она сочиняла и кое-что напутала. Давайте поможем девочке.
1. Игра «Исправь ошибку»
На дороге нет дорог,
Я по кошкам скок да скок.
Где ошибка? Какое слово неправильно назвала девочка? (кошка-кочка). Какие звуки перепутала? (ш-ч). Скажите правильно фразу.
Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.
Будка-булка. Звуки (д-л).
Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.
Бочки-дочки. Звуки (б-д).
На виду у детворы Крысу красят маляры.
Крыса-крыша. Звуки (с-ш).
2. Как зовут плачущую девочку? В ее имени первый звук Л, а последний звук А. Какое это имя? (варианты имен называют дети)
Люда
Лариса
Люба
Лена
Лана
Лара
Лина
Лера
Лада
Луша.
Угадали, девочку зовут Луша!
Возьмем ее с собой.
IX. Физминутка №2 «Тик-так, тик-так - так ходики стучат.
Туки-так, туки-так - так колеса стучат.
Туки-ток, туки-ток — так стучит молоток.
Токи-ток, токи-ток - так стучит каблучок.
И снова в путь! Чо-ча-чу,чо-ча-чу—очень в гости я хочу.
X. Ну вот и добрались до Буратино. Здравствуй, Буратино! Какой у тебя красивый дом: с разноцветными балконами (красными, синими, зелеными). Ребята, давайте скажем, какой дом у Буратино. (Большой, красивый, многоэтажный, высокий, светлый, отремонтированный, яркий, гостеприимный, огромный, каменный, трехэтажный).
Игра «Рассели гостей Буратино в домик с разноцветными балкончиками». В красный балкончик можно поместить гостей, в названии которых первый звук начинается на гласный (индюк, утка, улитка, олень.). В синий - первый звук твердый согласный (корова, лошадь, баран, барсук.). В зеленый - первый звук мягкий согласный (дятел, медведь, лиса, белка.)
XI. Буратино всем нам рад. Он благодарен, что мы помогли правильно расселить всех гостей. Теперь мы можем поиграть с Буратино и потанцевать под музыку «Буратино». А сейчас за хорошую работу Буратино угостит вас конфетами «Золотой ключик».