марина соколова
Конспект занятия «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.
Задачи:
-Учить детей лепить дымковскую барышню, используя натуру:
Передавая части, их форму, пропорцию, выразительные особенности: маленькая голова, большая юбка, кокошник, оборки.
Публикация «Конспект занятия „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Расширять представление детей о народном искусстве, художественных промыслах.
Предварительная работа:
1. Знакомились с искусством дымковских мастеров.
2. Рассматривание иллюстраций, изделий.
3. Чтение и заучивание стихотворений о дымке.
Подготовка к занятию :
Оформить выставку дымковской игрушки.
Материал:
Глина для лепки, стеки, дощечки, салфетки по количеству детей, бросовый
материал (пластиковые бутылки).
Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Собрались все дети в круг (встают в круг)Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете есть такое село Дымково, там живут дымковские мастера и лепят игрушки из глины.
Про село Дымково сочинили красивое стихотворение, послушайте, я вам его прочитаю.
(под спокойную русскую мелодию читаю стихотворение)
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
-Ребята, а вы хотите там побывать? Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть волшебный цветок
«Цветик-семицветик», давайте оторвём лепесток и скажем волшебные
слова:Лети, лети, лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели: Вели, чтоб мы оказались в селе «Дымково».
-Ой, ребята, посмотрите, село большое перед нами, из труб голубой
дымок вьётся. Мы с вами в селе Дымково. Давайте-ка зайдём в избу.
(Встречает хозяйка в русском народном костюме).
-Проходите гости дорогие!
Много гостей, хозяину радость! Вечера зимою длинные, лепит мастер
здесь из глины.
-Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
-Кружочки клеточки, полоски, простой, казалось бы, узор - а не в силах
отвести взор.
Дети, а знаете, чем знаменито село Дымково?
(дымковскими игрушками)
-Какие дымковские игрушки вы видите?
(животных, людей, птиц и т. д.)
-Из чего мастера делают игрушки?
(из глины)
-Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
(полоски, клетка, чёрточки, кружки и т. д.)
Воспитатель: -Дети, зарождение дымковского промысла связано со старинным русским праздником свистуна, о котором я вам ранее рассказывала.
На этом празднике дымковские игрушки - свистульки были у всех
детей и взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые
силы.
К этому весеннему празднику мастера готовились всю зиму, они
лепили чудесные игрушки из глины, обжигали их и расписывали.
Все жители Слободы приходили на ярмарку и приносили свои
«весёлые» и «нарядные» игрушки.
Каких только игрушек здесь не было, одна другой краше.
Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель: -Ребята, а я для вас тоже приготовила сюрприз. Вы хотите быть настоящими мастерами? Я приглашаю вас слепить на ярмарке по
игрушке. Подходите и поудобнее рассаживайтесь за столы.
-Сегодня мы будем лепить дымковскую барышню. Посмотрите, какая
она красивая, нарядная в готовом виде.
Рассматривание:
1. Что есть у барышни? (голова, шея, плечи, талия, руки, юбка,
кокошник,
2. Какой формы голова? (круглая,
4. Какая юбка? (расширенная к низу, похожая на треугольник,
расклешённая к низу,
5. Как украшен костюм барышни? (оборки, кокошник, фартук)
Дети, а давайте с вами сделаем игрушку Барышню.
Перед работой немного разомнемся. Пальчиковая гимнастика
Глину мягкую замесим, И получше разомнем
На кусочки все разделим, Барышню лепить начнем :
Мы скатаем голову, Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол, Их соединяем.
Прищипнём вверху кокошник, Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки, Пальчиком загладим.
Самостоятельная работа: (под русскую народную мелодию)
1. Начинаем работу с юбки – с нанесения фона. Очень важно сделать ровный и аккуратный слой без разводов и неровностей.
2. этап — это создание основы туловища. Основа создаётся из комка глины. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутылки.
3. Раскатываем колбаску – это будут руки. Коромыслом кладём на торс барышни и примазываем.
4. Затем скатаем небольшой шарик, который будет выполнять роль головы в будущей дымковской игрушке. Присоединяем к туловищу.
5. Делаем головной убор, кокошник. Раскатываем колбаску и приплющиваем пальцами. Прикладываем к голове слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.
6. С помощью стейка прорисовываем место для будущего фартука.
Затем лепим колбаску, сплющиваем и получаем плоскую ленту, которую легко можно присборить.
Украшаем фартук оборкой.
Прикладываем оборку к юбке и заглаживаем, стараясь не помять деталь.
7. Делаем для барыни красивую прическу.
Раскатываем 2 тонких жгутика затем переплетаем их между собой, укладываем на голове.
Воспитатель: Ребята, вы думаете, наша барыня – сударыня готова? Далеко еще нет. После того как барышня просушится только потом ее можно начинать раскрашивать.
Вылепленные изделия дети выставляют на выставку.
Воспитатель: -Ну, дорогая хозяюшка, посмотрите, хорошо ли мы потрудились?
Хозяйка: -Все ваши фигурки выполнены правильно, аккуратно, благодаря
вашему вниманию, старанию и умению.
Посмотрите, как хороша
Эта девица-краса:Тугая чёрная коса,Щёчки алые горят,Удивительный наряд!-Спасибо ребятушки, вы очень помогли нашим мастерам.
-Воспитатель: Хорошо у вас. Дорогая хозяюшка, но нам пора в
детский сад.
А чтобы нам вернуться в детский сад, нам поможет наш цветик семицветик.
Отрываем лепесток и проговариваем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели:
Вели, чтоб мы оказались в детском саду.
До свидания!
Итог-
О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка которую мы сегодня с вами лепили? (Дымковская)
-Что было самым интересным для вас?
– Молодцы, я думаю роль народных мастеров умельцев вам удались! Мне понравилось с вами работать. Спасибо занятие окончено.