Ольга Барбашина
Двигательный игротренинг для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимальная двигательная активность – важнейшая потребность ребенка, одно из основных условий его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, соответствующие физиологическим возможностям детей, выступают как оздоровительный фактор. Именно этим объясняется высокая эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, основой которых является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий физкультурой у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе – мощный оптимизирующий фактор.
Публикация «Двигательный игротренинг для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст очень важен для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период интенсивно развиваются различные органы и системы.
Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольников и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Особое внимание отводиться подвижным играм, они разнообразны по своему содержанию и организации. С их помощью решаются образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные задачи. Во время игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, привычек и навыков жизни в коллективе.
Пытаясь решить эти задачи, я использую в своей работе цикл занятий по двигательному игротренингу для старших дошкольников, который включает в себя:
- «зверобатику»;
- двигательные сказки;
- фитбол – гимнастику.
«Зверобатика»
Это акробатика, которая «проще, чем кувырок». Это элементарные перемещения, включающиеся в любую спортивную игру или тренировку. Автор данной методике – С. В. Реутский, создавший внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до рискованных.
Упражнения «зверобатики» - работа в непривычных условиях. Например, движение не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Непривычное положение (не стоя)– это разгрузка сознания. Чем более вертикально положение человека, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и активнее включается интуиция. Так снимаются физические и психические «зажимы», появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу.
В горизонтальном положении легко дать большую нагрузку на короткий промежуток времени. Попробуйте провести футбольный матч в положении «паучка». Десять минут игры – и упадешь от усталости.
Новых упражнений в «зверобатики» нет. В ней важно другое:
- постоянное усложнение заданий;
- возможность совместных действий в непривычных условиях;
- образная основа движения.
Дети внутренне преображаются, превращаясь в разных зверей: «гусенок» вытягивает шею, расправляет крылышки, «крокодил» вытягивается в длину и т. д.
Всю «зверобатику» можно делать на скорость, точность, в парах и командах, по все усложняющимся траекториям.
«Двигательные сказки»
Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя один из вариантов мнемотехники, позволяющий с помощью образов запомнить и воспроизвести сюжет. В каждой сказке есть своеобразная мнемотаблица движений. С ее помощью дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс.
Двигательные сказки можно использовать в свободной деятельности в группе, где дети способны повторить и воспроизвести сюжет, развивая связную речь. Старшие дошкольники сами могут придумывать сказки, и составлять к ним мнемотаблицы, развивая воображение.
Фитбол – гимнастика
Гимнастика с использованием фитболов – один из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей: это размер, цвет и упругость. Упражнения на мяче способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении и т. д. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами – воздействие мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани.
Упражнения на фитболе могут использоваться из разных исходных положений. Из и. п. лежа на мяче их выполнять труднее, чем на полу, так как необходима постоянная балансировка, при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, чтобы удержать туловище в заданном положении.
Занятия фитбол-гимнастикой укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают двигательные способности, но главное – формируют навык правильной осанки.