Наталья Асанова
Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В 21 веке в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.
3 слайд
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
4 слайд
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования.
5 слайд
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основана на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Я начала работать по данному вопросу с детьми I младшей группы с сентября 2017. Главная моя задача заключается в том, чтобы помочь ребенку определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
6слайд
1)самообразование;
Я изучила литературу по данной теме
2)взаимодействие с родителями;
Провела анкетирование родителей с целью, выявления мнения родителей о проблемах духовно — нравственного воспитания детей. Анализ анкет показал в большей степени положительные результаты.
3)совместная деятельность с детьми.
7 слайд
Для работы с детьми была создана предметно — развивающая среда.
8слайд
В начале учебного года мной были поставлены цели и задачи по духовно-нравственному воспитанию :
Цель: Создать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
Задачи:
Приобщение детей к традиционным для православной России духовно -нравственным ценностям;
Раскрытие духовной одаренности ребенка,
Активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;
Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
Охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей,
Создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
9слайд
Основными направлениями работы с детьми дошкольного возраста являются :
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение художественной литературы, беседы, устные поучения, игровые тренинги.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (трудовое воспитание, изготовление подарков, атрибутов для игр)
5. Работа с родителями
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы:
10 слайд
Наглядный метод использую при чтении сказок, рассказов, потешек, стишков с использованием презентаций или показе иллюстраций к произведению.
Ребята самостоятельно смотрят иллюстрации из сказок, рассказывают, что изображено на картинке.
Дети с большим удовольствием показывают настольный театр: «Репка».
11 слайд
Словесные методы наиболее эффективные в процессе разучивание потешек, колыбельных песен, чтения сказок, например: «Теремок» учу простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» показываю детям, как можно преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подвожу к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
Обыгрываю различные ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, во время сюжетно ролевой игры «Угощения» к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задаю вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т. п.
Сюжетно – ролевая игра «Семья», девочки укладывая куклу спать, поют колыбельную ей песенку.
Во время самостоятельной деятельности детей закреплению правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища». Вместе с ребятами делаем вывод и закрепляем правило.
Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».
На занятии по развитию речи по теме: «Моя мама», дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своих мамах, о том, какие они; как дети любят их. Я подвела детей к выводу о том, что о маме тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать.
Совместно с музыкальным руководителем, мы организовали утренник – посвященный 8 Марта, на котором поздравляли мам и бабушек.
Также в работе с ребятами мной использую дидактические игры: «Азбука настроений», «Наши чувства и эмоции». Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.
12 слайд
Важное значение имеет практический метод, который использую, когда необходимо:
Всегда на занятие, в гости к детям приходит сказочный герой, создаю проблемную ситуацию. Спрашиваю у детей : «Как мы можем помочь?» Ребята предлагают на рисовании нарисовать подарок для мамы. На занятии по лепке слепить ягоды для семьи.
Мной ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи и т. п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.
13 слайд
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Мной запланировано родительское собрание «Воспитание духовно - нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», на котором я расскажу о проведенной мной работе в первой младшей группе по духовно – нравственному воспитанию, а также познакомлю с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей во II младшей группе, с формами и методами работы по данной теме, также будут даны рекомендации родителям по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.
Каковы же результаты моей работы? Я считаю, что задачи, поставленные мной в начале учебного года, почти в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.
Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.
Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.
14 слайд Список используемой литературы: