АлинаК
Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях»
Докладчик: воспитатель (классный руководитель)
Киняева Алина Николаевна
Сентябрь 2024 год
г. Волоколамск
Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.
2 слайд
Публикация «Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях» размещена в разделах
3 слайд “Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт
4 слайд “Нравственность – разум сердца”. Г. Гейне
5 слайд “Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.
Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.
6 слайд В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
7 слайд. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
8 слайд Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим.
Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.
Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга.
Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.
9 слайд В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами.
Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
10 слайд Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
11 слайд Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.
12 слайд! В основу положены следующие воспитательные методы :
- вовлечение в деятельность
- стимулирование
- сотрудничество
- доверие
- открытый диалог
- свобода выбора
- увлечение
- коллективный анализ и оценка
- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
- личный пример
! Применяю разные формы работы:
- система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», ««Поведение и культура» и др.);
- внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
- беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье», «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
- экскурсии;
- коллективно – творческие дела;
- психологические тренинги общения для подростков;
- индивидуальное и коллективное консультирование;
- игры и игровые программы;
- спортивные соревнования;
- познавательно – досуговые программы.
13 слайд Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость :
14 слайд ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО, ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!