Трофимова Елена
Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая составляющая развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно присутствует во всех видах детской деятельности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая составляющая развития личности ребенка» размещена в разделах
Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших задач, которую должны решать сегодня все, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в ребенка, в его душу сейчас, станет его, а значит и нашей жизнью. Отмечается необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Именно на это, в основном, направлена работа воспитателя в ДОУ. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть, дружно, не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Продолжать учить детей здороваться и прощаться, напоминать об этих правилах; излагать собственные просьбы, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Формировать умение вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать внимательное отношение к родителям, учить детей не перебивать говорящего, уметь подождать, если взрослый занят.
Формировать бережное отношение к природе.
Наблюдая за детьми в ДОУ в возрасте 2-3 лет, приходим к выводу, что основная масса детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе: не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей; общаться, играть друг с другом не получается; игрушки и книжки отнимают, делиться не умеют, ломают и рвут, дерутся, кусаются. Многие не владеют элементарными культурно– гигиеническими навыками: не умеют сами есть, держать столовый прибор (ложку, кружку, не могут сами умыться, пользоваться носовым платком, полотенцем, не ходят на горшок.
Позитивно контактировать друг с другом в младшем возрасте детям часто мешает эмоциональность, свойственная этому возрасту. Ребенок может попытаться отнять у другого понравившуюся ему игрушку. Тот будет сопротивляться, может ударить. Используя эмоциональность детей, воспитывающий взрослый должен выразить свое отношение к драке, показать и объяснить, что можно делать, а что нельзя. Подобные ситуации дают прекрасную возможность закрепить правило: «Хорошие детки не обижают других» и усилить желание быть хорошим. Оценка воспитателя вызывает сильный эмоциональный отклик и может выполнять функцию как стимула положительных поступков, так и тормоза отрицательных. Но подобная оценка не должна повлиять на личность ребенка в целом, а только на совершаемые им поступки. Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, можно быстро погасить ссору, предложив новые действия и впечатления. Новое интересное занятие с воспитателем - и конфликта как не бывало.
Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными. Это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.
Именно в детстве усвоение социальных норм и правил происходит довольно легко. Чем младше ребенок, тем более действенное влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии : уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т. д.
На сегодняшний день к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Важно, чтобы окружающие предметы, впервые затрагивающие душу ребёнка, развивающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Именно в устном народном творчестве сохранились черты русского характера. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них прослеживаются наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Поэтому, последовательная, систематическая, грамотно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к окружающему миру. Это наполняет детей радостью, учит их творчески преобразовывать этот мир.
Список литературы:
1. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.
2. Машкина Н. М., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №35 «Родничок». Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
3. Палазник Е. А. Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыки.