Татьяна Мягкова
Духовно-нравственное воспитание и просвещение подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире человечество всё чаще сталкивается с проблемой воспитания духовно-нравственной личности. В дошкольных образовательных учреждениях духовно-нравственное воспитание и развитие детей является одной из сложнейших задач воспитания. Общество столкнулось с проблемой бездуховности, безнравственности среди подрастающего поколения. По результатам исследования было выявлено, в процессе установления позитивных межличностных отношений у дошкольников сформировались нравственные качества.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание и просвещение подрастающего поколения» размещена в разделах
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения связанно с многообразием различных источников средств массовой коммуникации и информации. Решить эту проблему не возможно сразу, только постепенно включая всех членов социума в первую очередь детей. В современной психолого-педагогической диагностике используются различные методики определения духовно-нравственной воспитанности дошкольника.
Люди, которые работают в дошкольных образовательных учреждениях – работают с бушующим и это будущее напрямую зависит от того как мы воспитываем детей, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является одной из частей всестороннего развития ребенка, необходимой возможностью возрождения отечественной культуры. Одной из ступеней духовно-нравственного воспитания являются все традиционные методики дошкольного образования и виды детской деятельности. Само же детство – время приобретения знаний об окружающем нас мире развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, образование нравственных навыков и привычек. С малых лет у детей дошкольного возраста происходит накопление нравственного опыта, и познание духовной жизни. Поэтому систематическое воспитание в ребенке духовно-нравственных качеств подразумевает его адекватное социальное развитие и формирует гармоничное развитие личности.
Создание условий для самоопределения и социализации воспитуемого на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Определено в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ, 2012, (ст. 2 пт. 1).
В процессе воспитания подрастающего поколения нужно учитывать последовательность укрепления сферы личности, формировать такие способности человека, как дружелюбие; оценивать и выстраивать на основе традиционных норм и правил по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, отечеству, миру в целом. Главное воспитывать в детях милосердие, желание помогать нуждающимся, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Так же быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, довольствоваться тем, что имеешь. У воспитателей и родителей проявить интерес к изучению Православия, чтобы в совершенстве познать духовность отечественной культуры. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении, поэтому, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей.
Ведущую роль в жизни ребенка занимает игра, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в воспитательных целях мы всегда обращаемся к игре: сюжетно-ролевой, дидактической, народной. Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания и просвещения дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей дошкольного возраста формируется уважительное, устойчивое, заинтересованное, отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная платформа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Различные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Главное в воспитании духовно-нравственного, всесторонне развитого дошкольника: отношение к родителям, старшему поколению, ровесникам, воспитателям, Родине. Прежде всего духовно-нравственное воспитание детей закладывается в семье. Семья является первоисточником формирования личности. Не смотря на большой вклад ДОУ в развитие, только от родителей ребенок перенимает опыт и моральные ценности. И эта цель может быть достигнута в непрерывном взаимодействии и тесном сотрудничестве воспитателей и родителей.
Список литературы
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
4. Данилюк, А. Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М. : Просвещение,2010.
5. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
6. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
Мягкова Татьяна Александровна, воспитатель детского сада №1, комбинированного вида, г. Борисоглебск