Анжелика Алексеевна Гладилина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов)
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
Понимая значимость данной проблемы, мы реализуем систему работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Реализация цели достигается решением следующих задач:
1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
2. Приобщить детей к традиционной православной России.
3. Формировать гражданское самосознание, любовь к родине и русскому народу.
4. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
5. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…».
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.
Россия - поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Это мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет, и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…
Мы строим свою работу так, чтобы максимально приобщить детей к истокам русской народной культуры. Был разработан цикл мероприятий и познавательно-развлекательных занятий по народным календарным праздникам: от посиделок у самовара - до новогодних и рождественских встреч, Вербного Воскресения, Масленицы, Пасхи.
Так, например, подготовка к Рождеству, начинается заранее - ещё в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. По развитию речи дети знакомятся с русской поэзией, традициями этого праздника, которые полны доброты, высоких нравственных идеалов.
На празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые создают настоящее праздничное настроение, и начинается игра-колядование, когда дети по группам ходят друг к другу в гости. Поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки.
При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.
Любим с детьми праздновать Масленицу, устраивать гуляния с блинами. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.
На праздник Пасхи знакомим детей с играми с крашенками (пасхальными яйцами) - катание и битье, делаем поделки, рисуем рисунки.
Игры с крашенками:
1. Ребята раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат так же шапки под которыми ничего нет. Затем шапки водят по столу. Один из участников игры в это время находится в другой комнате. Его зовут и спрашивают: "Где коки паришь?" Водящий и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, у того больше всех яиц.
2. Катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный "каток" и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к "катку" и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.
3. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на "команды", и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
4. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
5. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт её сопернику.
6. Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.
7. Бой крашенками. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!" Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся, или даст трещину, тот проигравший.
Всю жизнедеятельность ребенка в детском саду пронизывает «Русский детский фольклор».
Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?
• Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре и поведению. Эмоциональней происходит познание природы и животного мира.
• Также использование фольклора оказывает влияние на физическое развитие детей.
• Высокое позиционное звучание речи влияет на формирование чистоты певческой интонации, дети начинают петь.
Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения, через знакомство дошкольников с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа, отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. На прогулке дети любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «У медведя во бору», «Гуси», на музыкальных развлечениях используются такие игры как «Перетягивания каната», «Ручеёк» и т. д.
Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовную чистоту и физическое совершенство.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.