Дюкова Надежда
Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой.
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач нашего детского сада является духовно - нравственное воспитание, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоническому взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Из этого можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой,» размещена в разделах
Мне хотелось бы поделиться своим опытом в формировании основ духовно-нравственных ценностных ориентаций детей через сказку. Роль сказок в развитии детей многогранна – от развития фантазии до развития правильной речи. Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Сказка учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Сказка не дает прямых наставлений детям: слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Утверждение духовно-нравственного закона жизни — это и есть правда сказки.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок. Также я использую и проблемные ситуации, которые учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей. Для закрепления знаний я использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В нашей группе есть разные виды театров: пальчиковый, кукольный, бибабо, теневой, ложечный, плоскостной. Дети обыгрываются прочитанные произведения, ставятся спектакли, что способствует закреплению знаний у детей, полученных в процессе образовательной деятельности, обогащению социального опыта, развитию детского творчества, формированию умений мыслить творчески. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Здесь я столкнулась с проблемой, что дети не хотят играть роли отрицательных персонажей. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких и бесчестных. В таких случаях я подчеркиваю, что в театре все — артисты и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Опираясь на исследовательские работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, применив технологию метода проектирования, мною разработан и внедрён в воспитательно-образовательный процесс проект по сказкам : «Маленькие Почемучки»
Благодаря постоянной и целенаправленной работе по теме у детей появился интерес сказкам, дети самостоятельно оценивают поступки героев произведений, в группе стали дружнее, терпимее к недостаткам друг друга, к особенностям характера, отзывчивыми.
Результатом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами сказки является осознание ребёнком тех базовых духовно-нравственных качеств, которые мы пытаемся воспитать в детях : совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм, понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость»
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что углублённая и содержательная педагогическая деятельность, направленная на ознакомление детей со сказкой и на формирование умений выразительной интерпретации содержания художественного произведения в детской деятельности, будет способствовать духовному становлению и совершенствованию личности.