Наталья Горелова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
Н. Н. Горелова
«Центр развития ребенка – Детский сад № 2»
г. о. Шуя, Ивановской области
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки» размещена в разделах
Статья отражает духовно – нравственное воспитание посредством музыкального развития дошкольников, раскрыватет и воспитывает лучшие стороны человеческой души, правильные нравственные ориентиры.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовная культура, эмоциональная отзывчивость, сопереживание.
Дошкольный возраст – это время открытости к самым разнымнравственным и педагогическим воздействиям. В это время полным ходом развиваются морально-нравственные убеждения и качества ребенка.
Условия жизни общества в последнее десятилетия стали совершенно другими. Наше государство находится в поиске современного способа улучшения образования. Теперь приоритетом в процессе образования становятся общечеловеческие и моральные ценности. [4]
К сожалению, в нашем обществе часто материальные ценности возвышаются над духовными. По этой причине у некоторых детей неправильные представления о доброте, справедливости и патриотизме. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из самых важных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. [2]
По причине того, что дошкольное образование является первоначальным звеном в общем образовании, нужно прививать детям основы человечности, нравственности и морали, ведь качества и понятия, заложенные в детстве, во многом определят будущее юного человека.
Современный национальный воспитательный идеал – это справедливый, творческий, образованный человек, принимающий судьбу своей страны, как свою личную;понимающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее своей страны. Понимающий и ценящий духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Тема духовно-нравственного воспитания очень многогранна и обширна, поэтому мной был разработан проект «Мир доброты», реализуя который, поставила перед собой.
Цель:
посредством музыкального воспитания раскрывать и воспитывать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры.
Задачи:
1. При помощи музыки развивать мир чувств, способность понимать душевное состояние другого человека, учить сопереживать.
2. Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине, опираясь на музыкальное наследие нашей страны.
3. Развивать активную, самостоятельную личность с высоконравственными ориентирами посредством театральной деятельности.
4. Устанавливать доверительные, партнерские отношения с семьями воспитанников и привлекать их к подготовке мероприятий и участию в них.
Музыка - самое богатейшее и действенное средстводуховно-нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. [3] В современном детском саду такая образовательная область как «Художественно-эстетическое развитие», а конкретно «Музыкальная деятельность» обладают специфическими средствами воздействия на ребенка. Эти средства воздействия старалась успешно использовать. А именно:
• Образы, возникающие при прослушивании музыки, вызывают в ребенке положительные эмоции и чувства.
• Пение передает определенное настроение, душевное состояние другого человека, которое отражено в произведениях.
• Верный перечень музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств любви к Родине, патриотизму, уважению к культуре своего народа и других народов России.
• Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания. [1]
• Детское музыкальное творчество помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности.
• Праздники и развлечения развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.
В ходе реализации проекта проводились экскурсии, беседы с детьми, музыкальные гостиные, использовались интегрированные образовательные ситуации, музыкальные викторины и концерты, где очень тщательно был подобран музыкальный репертуар. В моей профессиональной копилке есть репертуар, который особенно нравится детям, например, песни: «Рождественская», «Вифлеемская звезда», «Учитесь дружить», «Славим ветеранов», «Мамино сердце», танцы: «Подари улыбку миру, «В память о войне», «Дорогою добра» и другие. Также проводились консультации и мастер-классы с педагогами.
В последний время меня очень заинтересовала Программа дополнительного образования детей «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она так же способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Но обращаться к этой теме в нашем светском обществе, я стараюсь очень осторожно.
Опираясь на отдельные разделы этой программы, формировала у воспитанников понятия и представления о духовной культуре и морали.
Как?
• Проводила интегрированные занятия «Там, где дружат – живут, не тужат», «Цветик-семицветик», «Как аукнется, так и откликнется», «За честь хоть голову снесть».
• Наши дети дарили добро, участвуя в концерте «Мы вместе» ко дню инвалида.
Духовно-нравственное воспитание, на мой взгляд, неразделимо с воспитанием чувства любви к природе родного края, любви к Родине, воспитание чувства патриотизма. Это базовые ценности, на которых построен весь цикл. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, а это обращение к русскому народному фольклору, народным традициям.
Решая задачу развития активной, самостоятельной личности с высоконравственными ориентирами посредством театральной деятельности,реализуя проект,при постановке сказок «Как лиса и ворона справедливость искали», «Разоренное гнездо», «Как ежиха приголубила своих детей», «Как звери лес спасали», учила детейлюбить природу родного края, беречь его природные богатства.
Лихачев Д. С. писал: «Любовь к Родине, начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе…». В наше время институт семьи утрачивает свою ценность. Часто так бывает, что живут под одной крышей несколько поколений, а общности среди них нет. Мы, педагоги, в своей работе стараемся сплотить семью, стараемся поднять ценность семейных уз. Эта работа ведется через такие формы, как консультации для родителей, оформление папок-передвижек, родительские собрания, сотрудничество с родителями в совместной работе по подготовке мероприятий и участие в них. Не секрет, что ни все взрослые знают о таких праздникахкак – День пожилого человека, День Матери, День семьи, День Отца, День семьи, любви и верности. Знакомя наших воспитанников с этими праздниками, мы просвещаем и их семьи, а порой и себя. Отмечая эти замечательные даты, мы, чтим институт семьи, стараемся возродить ее ценность. Знакомясь с историей праздника, дети и родители рассказывают об укладе в своих семьях, водят хороводы, играют в народные игры, участвуют в конкурсе рисунка.
Эти мероприятия учат детей быть благодарными, заботливыми, внимательными к старшему поколению.
В ходе реализации проекта получены следующие результаты:
• Приобщив к культурной жизни своего народа, ознакомив с музыкальным, художественно-литературным наследием, у детей повысился уровень развития музыкальных навыков, уровень активности детей, возросла самостоятельность в решении поставленных задач.
• У детей прослеживается желание быть добродетельными, милосердными, изменился стиль общения взрослого с ребенком.
• Воспитанники стали лучше определять характер музыки, могут передать словами возникший образ от прослушанного произведения, отразить свои впечатления в виде рассказа, песни или танца;
• Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился интерес к классической музыке. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Результатом духовно-нравственного воспитания, по моему глубокому убеждению, являются появление и утверждение в личности дошкольников определенного набора нравственных качеств. А чтобы эти качества появились и в дальнейшем развивались у наших воспитанников, нам, педагогам нужно потрудиться.
Список используемой литературы:
1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М, 1984.
2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000.
3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М,2008. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.
4. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько /Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.