МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки

Наталья Горелова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Н. Н. Горелова

музыкальный руководитель МДОУ

«Центр развития ребенка – Детский сад № 2»

г. о. Шуя, Ивановской области

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки» размещена в разделах

Статья отражает духовно – нравственное воспитание посредством музыкального развития дошкольников, раскрыватет и воспитывает лучшие стороны человеческой души, правильные нравственные ориентиры.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовная культура, эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

Дошкольный возраст – это время открытости к самым разнымнравственным и педагогическим воздействиям. В это время полным ходом развиваются морально-нравственные убеждения и качества ребенка.

Условия жизни общества в последнее десятилетия стали совершенно другими. Наше государство находится в поиске современного способа улучшения образования. Теперь приоритетом в процессе образования становятся общечеловеческие и моральные ценности. [4]

К сожалению, в нашем обществе часто материальные ценности возвышаются над духовными. По этой причине у некоторых детей неправильные представления о доброте, справедливости и патриотизме. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из самых важных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. [2]

По причине того, что дошкольное образование является первоначальным звеном в общем образовании, нужно прививать детям основы человечности, нравственности и морали, ведь качества и понятия, заложенные в детстве, во многом определят будущее юного человека.

Современный национальный воспитательный идеал – это справедливый, творческий, образованный человек, принимающий судьбу своей страны, как свою личную;понимающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее своей страны. Понимающий и ценящий духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Тема духовно-нравственного воспитания очень многогранна и обширна, поэтому мной был разработан проект «Мир доброты», реализуя который, поставила перед собой.

Цель:

посредством музыкального воспитания раскрывать и воспитывать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры.

Задачи:

1. При помощи музыки развивать мир чувств, способность понимать душевное состояние другого человека, учить сопереживать.

2. Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине, опираясь на музыкальное наследие нашей страны.

3. Развивать активную, самостоятельную личность с высоконравственными ориентирами посредством театральной деятельности.

4. Устанавливать доверительные, партнерские отношения с семьями воспитанников и привлекать их к подготовке мероприятий и участию в них.

Музыка - самое богатейшее и действенное средстводуховно-нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. [3] В современном детском саду такая образовательная область как «Художественно-эстетическое развитие», а конкретно «Музыкальная деятельность» обладают специфическими средствами воздействия на ребенка. Эти средства воздействия старалась успешно использовать. А именно:

• Образы, возникающие при прослушивании музыки, вызывают в ребенке положительные эмоции и чувства.

• Пение передает определенное настроение, душевное состояние другого человека, которое отражено в произведениях.

• Верный перечень музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств любви к Родине, патриотизму, уважению к культуре своего народа и других народов России.

• Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания. [1]

• Детское музыкальное творчество помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности.

• Праздники и развлечения развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

В ходе реализации проекта проводились экскурсии, беседы с детьми, музыкальные гостиные, использовались интегрированные образовательные ситуации, музыкальные викторины и концерты, где очень тщательно был подобран музыкальный репертуар. В моей профессиональной копилке есть репертуар, который особенно нравится детям, например, песни: «Рождественская», «Вифлеемская звезда», «Учитесь дружить», «Славим ветеранов», «Мамино сердце», танцы: «Подари улыбку миру, «В память о войне», «Дорогою добра» и другие. Также проводились консультации и мастер-классы с педагогами.

В последний время меня очень заинтересовала Программа дополнительного образования детей «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она так же способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Но обращаться к этой теме в нашем светском обществе, я стараюсь очень осторожно.

Опираясь на отдельные разделы этой программы, формировала у воспитанников понятия и представления о духовной культуре и морали.

Как?

• Проводила интегрированные занятия «Там, где дружат – живут, не тужат», «Цветик-семицветик», «Как аукнется, так и откликнется», «За честь хоть голову снесть».

• Наши дети дарили добро, участвуя в концерте «Мы вместе» ко дню инвалида.

Духовно-нравственное воспитание, на мой взгляд, неразделимо с воспитанием чувства любви к природе родного края, любви к Родине, воспитание чувства патриотизма. Это базовые ценности, на которых построен весь цикл. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, а это обращение к русскому народному фольклору, народным традициям.

Решая задачу развития активной, самостоятельной личности с высоконравственными ориентирами посредством театральной деятельности,реализуя проект,при постановке сказок «Как лиса и ворона справедливость искали», «Разоренное гнездо», «Как ежиха приголубила своих детей», «Как звери лес спасали», учила детейлюбить природу родного края, беречь его природные богатства.

Лихачев Д. С. писал: «Любовь к Родине, начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе…». В наше время институт семьи утрачивает свою ценность. Часто так бывает, что живут под одной крышей несколько поколений, а общности среди них нет. Мы, педагоги, в своей работе стараемся сплотить семью, стараемся поднять ценность семейных уз. Эта работа ведется через такие формы, как консультации для родителей, оформление папок-передвижек, родительские собрания, сотрудничество с родителями в совместной работе по подготовке мероприятий и участие в них. Не секрет, что ни все взрослые знают о таких праздникахкак – День пожилого человека, День Матери, День семьи, День Отца, День семьи, любви и верности. Знакомя наших воспитанников с этими праздниками, мы просвещаем и их семьи, а порой и себя. Отмечая эти замечательные даты, мы, чтим институт семьи, стараемся возродить ее ценность. Знакомясь с историей праздника, дети и родители рассказывают об укладе в своих семьях, водят хороводы, играют в народные игры, участвуют в конкурсе рисунка.

Эти мероприятия учат детей быть благодарными, заботливыми, внимательными к старшему поколению.

В ходе реализации проекта получены следующие результаты:

• Приобщив к культурной жизни своего народа, ознакомив с музыкальным, художественно-литературным наследием, у детей повысился уровень развития музыкальных навыков, уровень активности детей, возросла самостоятельность в решении поставленных задач.

• У детей прослеживается желание быть добродетельными, милосердными, изменился стиль общения взрослого с ребенком.

Воспитанники стали лучше определять характер музыки, могут передать словами возникший образ от прослушанного произведения, отразить свои впечатления в виде рассказа, песни или танца;

• Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился интерес к классической музыке. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Результатом духовно-нравственного воспитания, по моему глубокому убеждению, являются появление и утверждение в личности дошкольников определенного набора нравственных качеств. А чтобы эти качества появились и в дальнейшем развивались у наших воспитанников, нам, педагогам нужно потрудиться.

Список используемой литературы:

1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М, 1984.

2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000.

3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М,2008. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.

4. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько /Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки
Опубликовано: 27 декабря 2020 в 16:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Горелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД