Татьяна Котова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музеем.
Ф. дзери: |
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. |
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем» размещена в разделах
Выделяют четыре педагогические функции музеев :
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – духовно-нравственное воспитание дошкольников, суть которого. С нашей точки зрения, состоит в том. Чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе. Родному дому и семье. Истории и культуре своей страны. Ко всему. Что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Одним из важных условий духовно – нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
В нашем детском саду №8 «Чоппууска» уделяется большое внимание знакомству воспитанников с традициями русского народа и народов Саха (Якутии, и в этом нам очень помогает мини – музей.
Педагоги нашего детского сада только начинают делать первые шаги в этом направлении. В этом году в нашем саду появился мини-музей народно-прикладного искусства России и Якутии. Работа по созданию мини-музея, проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета, педагоги нашего сада обсудили, что такое мини-музей, его назначение в дошкольном образовательном учреждении, обсудили тематику.
Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музея. Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Воспитатели предложили родителям поучаствовать в обсуждении тематики мини-музеев, приносить из дома экспонаты, принять участие в различных конкурсах и выставках, вместе с детьми пополнять музеи своими рисунками и поделками.
Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музея в ДОУ, организацию выставки для родителей, отражающей тематику мини-музея и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты. Брать их в руки и рассматривать. Вместе с ребятами были разработаны правила поведения в мини-музеи : Поиграй! Попроси взрослого почитать. Эти экспонаты можно только рассматривать. Эти экспонаты можно потрогать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Посещения мини-музеев, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.