Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем

Татьяна Котова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музеем.

Ф.   дзери:
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщении к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», а также работая над нравственно - патриотическим воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем» размещена в разделах

Выделяют четыре педагогические функции музеев :

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Назначение музея – духовно-нравственное воспитание дошкольников, суть которого. С нашей точки зрения, состоит в том. Чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе. Родному дому и семье. Истории и культуре своей страны. Ко всему. Что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Одним из важных условий духовно – нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

В нашем детском саду №8 «Чоппууска» уделяется большое внимание знакомству воспитанников с традициями русского народа и народов Саха (Якутии, и в этом нам очень помогает мини – музей.

Педагоги нашего детского сада только начинают делать первые шаги в этом направлении. В этом году в нашем саду появился мини-музей народно-прикладного искусства России и Якутии. Работа по созданию мини-музея, проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета, педагоги нашего сада обсудили, что такое мини-музей, его назначение в дошкольном образовательном учреждении, обсудили тематику.

Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музея. Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Воспитатели предложили родителям поучаствовать в обсуждении тематики мини-музеев, приносить из дома экспонаты, принять участие в различных конкурсах и выставках, вместе с детьми пополнять музеи своими рисунками и поделками.

Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музея в ДОУ, организацию выставки для родителей, отражающей тематику мини-музея и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты. Брать их в руки и рассматривать. Вместе с ребятами были разработаны правила поведения в мини-музеи : Поиграй! Попроси взрослого почитать. Эти экспонаты можно только рассматривать. Эти экспонаты можно потрогать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Посещения мини-музеев, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мини-музеи к 70-летию Победы»Фотоотчет «Мини-музеи к 70-летию Победы» В этом году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Фронтовые пути пройденные советскими.

Конкурс ДОУ «Мини — музеи групп»Конкурс ДОУ «Мини — музеи групп» Согласно годовому плану учреждения в детском саду прошел конкурс "Мини - музеи групп". Где приняли участие педагоги всех возрастных групп.

Мини-музеи в ДОУ Дети в любом возрасте – «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов. Практика свидетельствует: традиционные формы.

Мини-музеи в ДОУМини-музеи в ДОУ Несколько месяцев подряд мы с детьми моей группы делаем Мини-музеи. Тематику беру из своего планирования. Во-первых с помощью таких музеев.

Мини-проект «Птицы — наши друзья»Мини-проект «Птицы — наши друзья» Воробей И. Мазнин Скачет бойкий воробей Возле маленьких детей: — Эй, ребятки, просьба есть, Бросьте крошечек поесть. Помогите воробью, Я.

Музеи в образовательной деятельности Музеи Красной Поляны Воспитателя МДОУ №117 г. Сочи Мазановой С. А. В п. Красная поляна г. Сочи, в МОУ СОШ №65 действует.

Наши удивительные конфетки. Любят очень наши детки, можно елку нарядить и сюрпризом удивить!Наши удивительные конфетки. Любят очень наши детки, можно елку нарядить и сюрпризом удивить! В преддверии Нового года в посёлке был объявлен конкурс на лучшую елочную игрушку для главной ёлки,мы с сыном решили непременно участвовать.

Спортивный праздник «Наши мамы молодые, наши мамы озорные!» Спортивный праздник «Наши мамы молодые, наши мамы озорные!» (старший возраст) Ведущий: Дорогие наши гости, дорогие наши мамы! Мы очень рады.

Спортивный праздник «Наши папы сильные, наши папы смелые»Спортивный праздник «Наши папы сильные, наши папы смелые» В силу своей занятости, отцам не всегда удается поиграть со своими детьми, уделить им много времени, понаблюдать за их взрослением, отметить.

Экологические мини-музеи в ДОУ Пусть будет в человеке все прекрасно: И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, воспитывайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем
Опубликовано: 20 июля 2015 в 14:58
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Котова (УИ 355657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД