Валентина Голикова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию педагогического проекта «Мастера земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Мастера земли русской»
Тип проекта : познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители (более 70 человек).
Сроки реализации проекта : сентябрь-май (9 месяцев).
Интеграция образовательных областей:
• коммуникация
• продуктивно-исследовательская деятельность
• развитие умственных и творческих способностей детей
• художественная литература, живопись, иллюстрации, музыка
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию педагогического проекта „Мастера земли русской“» размещена в разделах
• духовно-нравственное воспитание
• нравственно-патриотическое воспитание
• работа с семьей
Актуальность проекта : декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, знакомство с традициями своей страны, прививается любовь к Родине.
Проблема, решение которой будет способствовать проект. В современное время недостаточно внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, многие дети не знают, что такое народные промыслы, что такое музеи. Многие дошкольники не знают, какие народные промыслы есть в нашей стране.
Новизна проекта. От информации к размышлению и к творчеству при проведении НОД с опорой на фольклор, народное творчество, литературу, драматизацию и игру.
Цель проекта : развитие у детей познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта :
Для детей
Обучающие:
• Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
• Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой росписями, с гжелью;
Развивающие:
• Развивать умение ориентироваться в различных видах росписи;
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, навыки художественного творчества;
Воспитательные :
• Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
• Формировать у детей патриотические чувства.
Для педагогов
• Расширить свои знания в особенностях декоративно-прикладного искусства.
• Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
• Сбор и систематизация теоретического, методического и практического материала по данной теме.
Для родителей
• Повышение уровня информированности о деятельности ДОУ
• Приобрести знания о нравственном воспитании детей.
• Привлечь родителей к изучению исторического и культурного наследия народных промыслов, через тематическое оформление уголка для родителей.
• Приобретение необходимых материалов для творчества детей.
Для музыкального руководителя
• Подбор музыкального оформления для НОД и развлечений.
• Разучивание песен и танцев с детьми.
• Подбор народных хороводных игр.
Методы реализации проекта :
• Познавательная деятельность (тематические беседы, просмотр презентаций).
• Речевая деятельность (чтение произведений фольклора на тему народных промыслов).
• Художественно-творческая деятельность (рассматривание альбомов и наглядного материала, организация НОД: рисование, лепка, аппликация).
• Игровая деятельность (подвижные народные игры, хороводные народные игры, дидактические игры, пальчиковые гимнастики).
• Работа с родителями (участие в сборе предметов народных промыслов для мини-музея, оформление участка, оформление родительского уголка по данной теме, участие в мастер-классе «Золотая Хохлома», консультация для родителей «Играем в русские народные игры»).
Этапы реализации : I этап – подготовительный
II этап – основной (практический) III этап - заключительный
Подготовительный этап
• Обсуждение цели и задач проекта.
• Подбор методической литературы.
• Подготовка НОД и наглядных пособий.
• Составление картотек по теме.
• Разработка итоговой НОД «Мир народных промыслов».
Основной (практический) этап:
• Просмотр презентаций: «Золотая Хохлома», «Сказочная Гжель», «Дымковская роспись», «Городецкие мотивы».
• НОД: лепка из глины «Дымковская барышня», «Дымковский петушок»; лепка из солёного теста «Дымковский конь», лепка «Городецкие узоры»; рисование «Дымковская уточка», «Дымковская барышня», «Дымковский петушок», «Городецкая досочка», «Городецкие цветы», «Сказочная гжель», «Гжельские матрёшки», «Гжельский чайник», «Хохломские ложки», «Тарелочка из Хохломы»; аппликация «Дымковская петушок», «Гжельский узор». Конструирование «Хохломская досочка» оформление разделочной доски в технике квиллинг.
• Совместное с родителями оформление участка в русском народном стиле.
• Изготовление украшений на Рождественскую ёлку в русском народном стиле. Рождественское развлечение. Колядки. Масленица.
• Конкурс «Русская народная игрушка».
• Мастер-класс для родителей «Золотая Хохлома».
• Мастер-класс для педагогов «Квиллинг по мотивам Хохломы».
• Консультация для родителей «Играем в русские народные игры».
• Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Дополни узор», лото «Промыслы».
• Пальчиковые гимнастики: «Варежка», «Братцы» и т. д.
• Подвижные игры: «Колпачок», «Гори, гори ясно», «Заинька» и т. д.
• Оформление мини-музея «Русские народные промыслы».
Заключительный этап.
• Организация выставки детских работ.
• Проведение итогового интегрированного занятия «Мир народных промыслов».
• Составление презентации проекта.
• Оформление проекта.
Предполагаемый результат.
Предполагаем, что в результате реализации проекта «Мастера земли русской», дошкольники станут интересоваться народными традициями, русскими народными промыслами, культурой русского народа, беречь их и стараться продолжать. В группе будет создан мини-музей «Промыслы России».
Используемая литература:
• Н. С. Голицына; «Конспекты комплексно-тематических занятий»;
• О. В. Дыбина: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», 2014год;
• Н. В. Коломина: «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010год;
• Периодические издания;
• Интернет ресурсы;
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014год.
• Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». Изд. «Мозаика – синтез». 2003.
• Скоролупова О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным искусством». Москва 2007.
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.