Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)

Рожкова Ольга Николаевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Русско-Бродский детский сад №1.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

(сообщение из опыта работы)

Воспитатель Рожкова Ольга Николаевна

2021 год

«Опасная роковая вещь-

лишать ребенка исторической памяти.

Это означает, что его лишают…

Темочки:

Возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям»

С. Роуза

Слайд №2. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес, и сегодня в современном обществе данная проблема приобрела новый смысл и особую актуальность. Это обусловлено не только социально-экономическим кризисом в России, но и кризисом отдельной личности, кризисом семьи и семейного воспитания. На современном этапе развития образования, духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Изучив углубленно данную тему, опираясь на требования ФГОС, на задачи основной образовательной программы ДОУ и социальный заказ родителей я решила более углубленно заниматься темой духовно-нравственного воспитания детей. На мой взгляд, проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна на сегодняшний день. Как показывает практика, духовно-нравственные корни, традиции семьи, которые передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Семья не только отражает, но и определяет все социальные изменения в обществе. Любовь к матери, родным, близким, осознание своего «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам – вот стержень воспитания личности.

Слайд №3. В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р. С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е. В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Педагоги пишут, что нравственное воспитание — это самое важное дело малыша. Для детей это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У них нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любое нравственное воспитание подразумевает получение определенного опыта, необходимого дошкольникам для полноценного развития. В основе всех научных методик по воспитанию и развитию дошкольников лежит игровая педагогика. По заключению педагогов и психологов, именно нравственное воспитание дает детям возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую информацию. Детей в дошкольном возрасте нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательными и усидчивыми. Малыши просто физически не способны на это — все системы их организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но детей можно увлечь, заинтересовать и развить вышеупомянутые качества посредством создания игровых ситуаций.

Слайд №4. Главная цель моего опыта :

развитие личностной культуры ребёнка через социокультурную среду и включение личности в социальную активность социума.

Слайд №5. Задачи: формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России; -расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей; - формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство - становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Осуществляя работу по опыту, я веду ребё нка к соучастию постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, сотрудничеству.

Слайд №6. Данный опыт позволит получить следующие предполагаемые результаты:

-сформированность осознанной принадлежности к семье, детскому саду;

приобретение представлений у детей о правах человека;

-сформированность отношений детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества на более высоком уровне;

-адекватное поведение в социуме, поступки носят нравственный характер;

-приобретение навыков толерантного (терпимого) отношения к людям старшего поколения;

-приобретение навыков по оказанию посильной помощи нуждающимся людям, объектам природы;

-формирование бережного отношения к предметам старины, памятникам архитектуры, искусства, к природе;

-самостоятельное отражение результатов деятельности в рисунках, рассказах;

педагогическая культура родителей по семейному воспитанию детей на более высоком уровне.

Слайд №7. Прежде чем начать прививать нравственные качества ребенку нужно начать с себя:

«Начни с себя»

Надо начинать с себя: любить, быть добрым, жить по совести. Когда эти качества есть в человеке, он их может передать другому.

«Подари ребёнку крылья и корни»

Заботливо поддерживай ребёнка. Любой ребёнок может делать что-то особенно хорошо. Это его личный ресурс. Помогай ребенку ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями. Передай ему опыт предшествующих поколений.

Слайд №8. Вся моя работа делится на три этапа:

Подготовительный, основной, заключительный. Слайд №9. Подготовительный этап- это создание единого социального пространства ДОУ.

Слайд №10. Изучение педагогической и психологической литературы, подбор и разработка необходимых методических материалов, тематических занятий бесед, музыкального сопровождения.

Слайд №11. Основной этап -это практический этап. Он состоит из трех проектов: «Кто-кто в теремочке живёт?», «Мы- наследники», «День добрых дел».

Слайд №12. Попасть в мир детства поможет первый тематический проект: «Кто-кто в теремочке живёт?».

Слайд №13. Цель: формирование способов познания своего образа «Я», ознакомление со своими правами и воспитание у ребёнка любви к семье, селу, стране.

Задачи

-Развивать представление о себе, о самоценности своего «Я».

-Сформировать у ребёнка представление о правах человека -Формировать уважительное отношение к окружающим людям и способы взаимодействия с другими людьми. -Сформировать социальный опыт в деятельности, в проблемных ситуациях и общении.

-Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, селу, стране.

Слайд №14-22. Содержание проекта «Кто-кто в теремочке живёт?» реализую по темам: «Здравствуйте, это я!», «Я и моя семья», «Я и моя страна», «Я + ты = друзья», «Я и мои права», «Я и знаменитые люди села»

В этом проекте я формирую представления детей о себе, о семье, друзьях, соседях, знакомлю с основами избирательного права, формирую правовое сознание детей: право на имя, право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на то, что можно создать свою собственную детскую организацию или кружок, знакомимся со знаменитыми людьми села. Всю работу по содержанию реализую через игровую, познавательную, художественно-продуктивную, проблемно-поисковую деятельность детей. Учитывая интересы детей, в проекте «Кто-кто в теремочке живёт?» я включила игры в «государство». Играя, дети были включены в такие социальные отношения, которые давали возможность приобрести не только знания, но и важные деловые, нравственные качества. К тому же они воспитывали в детях чувство ответственности, интерес к жизни в стране, сознание собственной востребованности и независимости.

Слайд №23. Следующий проект моей работы «Мы-наследники»

Слайд №24. Цель: способствовать развитию личностной культуры ребёнка через социокультурную среду музея

Задачи:

-Ознакомить детей с обычаями, традициями нашей древней культуры.

-Развивать интерес детей к русской народной культуре.

-Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

-Ознакомить с произведениями искусства русского народа.

-Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми русским народом.

-Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

-Развивать творческие умения, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.

Актуальность проекта определяется потребностью нашего общества в патриотическом воспитании детей как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития российского социума, обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей русского народа. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающем личность. Данный проект я реализую через различные виды деятельности.

Слайд №25. В группе создан музей, где собраны ценные экспонаты, вещи, книги, документы, созданы экспозиции по истории и культуре Орловского края. В уникальных предметах старины, документах и фотографиях наших земляков бережно сохраняется исторический опыт предшествующих поколений. Музей постоянно пополняется. Наши воспитанники и их родители так же приносят старинные предметы и фотографии в музей.

Слайд №26. Дети очень любят посещать школьный музей, рассматривать его экспонаты. Они знакомятся с удивительным миром музейных предметов, с основными правилами поведения в музее. Очень любят выступать в роли экскурсовода, активно приспосабливаются к окружающей среде музея. В музее дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда, они знают, что такое коромысло, для чего нужна махотка, как раньше люди стирали, как гладит углевой утюг. Эти и другие предметы рассматривали, некоторые даже потрогали, подержали, погладили. Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Посещения музея помогают воспитывать у детей любовь к родным местам, бережное отношение к памятникам истории и культуры к традициям и обычаям своего народа, позволяют детям и их родителям ощутить себя наследниками огромного культурного богатства, оставленного нашими предками. Музей дарит детям удивительные открытия, во время посещения они познают прошлое для того, чтобы выбрать достойное будущее для себя и России.

Слайд №27. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства.

Слайд №28. Использую так же в своей работе фольклор : сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки. Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества.

Слайд №29. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Слайд №30. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык. Детям очень нравятся народные подвижные игры: «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», «Сковорода» и др.

Слайд №31. В своей работе особое внимание уделяю играм-драматизациям, режиссерским играм. Выбираю сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.

Слайд №32. Знакомлю детей с притчами, главами книги «Детская библия» что несёт в себе духовное начало. Христианские заповеди: не убей, возлюби ближнего своего как самого себя, не лги, неси добро людям, не наносить вреда и т. д. В них заключаются основы нравственности. Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний, чувств.

Слайд №33-37. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. Это такие праздники, как: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Прилет птиц», «Троица» и другие. Народные праздники носят воспитательный характер, проходят в форме ряжений, разыгрывания ролей, чаепития. Рассказывая детям историю праздников, сопровождаю рассказ иллюстрациями, презентацией.

Слайд №38-41. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. «День Победы» на которые мы приглашаем ветеранов войны и тружеников тыла, «День освобождения села от немецко-фашистских захватчиков» (в этом году отмечали 75-летний юбилей освобождения, который проводили совместно с родителями, «День народного единства»(встреча с членами партии Единая Россия, «День государственного флага РФ».

Слайд №42. 3 проект «День добрых дел» совместно с родителями

Актуальность темы: Милосердие и доброта… В последнее время мы всё чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, думающими и заботливыми людьми, то с самых ранних лет нужно, нам взрослым, вызывать у ребёнка желание о ком-нибудь заботиться, кому-либо сопереживать.

«Пока мы боль чужую чувствуем,

Живёт в сердцах и сострадание.»

Слайд №43. Цель: дать возможность детям делать добро самим, своими руками, отдавать тепло души тем, кто нуждается в Любви, Уважении, Заботе, Помощи.

Слайд №44. Задачи:

-Воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к близким, гуманное отношение к людям, доброту, отзывчивость, милосердие, заботу.

-Включать детей в посильную деятельность по оказанию помощи своим престарелым родным, близким, ветеранам войны, труда, соседу, другу, растению, животному.

-Формировать умение понять других людей, самого себя, искать путь к людям и себе.

-Формировать отношение детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества.

-Социализация личности ребёнка.

День добрых дел – это особые дела помощи пожилым, одиноким, больным людям, эта помощь сверстникам, которые попали в беду, заболели; это помощь и забота о животных и растениях. Слово добро – очень древнее слово. Наши далёкие предки называли добрым того человека, кто проявлял заботу о других людях, приходил на помощь тем, с кем беда приключилась, кто умел помочь и посочувствовать. Известно, что маленькие дети воспринимают мир не разумом, а сердцем. Поэтому, моя задача состоит в том, чтобы вырастить это сердце добрым, чутким, заботливым, внимательным к людям и природе, способным сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Слайд №45. Ко дню пожилого человека мы совместно с детьми и родителями изготовили подарки для Дома ветеранов.

Слайд №46. На прогулках мы наблюдаем за прилетом птиц. Дети совместно с родителями изготовили скворечники и кормушки для птиц и укрепили их на территории детского сада.

Материал к проекту «День добрых дел» подбираю с учётом актуальности, доступности, наглядности, включаю игровые элементы, литературный, художественный, музыкальный материал. Реализую данную работу через различные виды деятельности: познавательную, трудовую, продуктивную, благотворительную.

Слайд №47. В сквере «Скорбящая мать» с детьми и родителями посадили деревья. Акция «Посади дерево за того парня».

Слайд №48. Принимали участие в встречи с земляками - краеведами Константина Ерошкина (летчик совершивший таран в годы ВОВ). Ровенский Захар подарил рисунок и прочитал стихотворение этого боевого, героического сражения.

Процесс совместной деятельности взрослых и детей становится очень увлекательным для обеих сторон. «День добрых дел» дает детям возможность делать добро самим, своими руками, отдавать тепло души одиноким и больным. Наш девиз – «Нет равнодушию» учит не проходить мимо, учит любви, уважению, заботе о других. В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу использую следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка, оформление тематических альбомов, изготовление подарков в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники,

Слайд №49. Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания русской рубашки. Совместный пошив костюмов к праздникам, играм-драматизациям. Благодаря активному участию родителей собран сундук костюмов для художественно-театрализованной деятельности.

Слайд №50. 3 этап заключительный

Таким образом, анализируя результаты своей работы по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

Слайд №51.

- изменились взаимоотношения детей в группе

-у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре

-дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.

- у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;

- удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью. И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.

Слайд №52. Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Систематическая и планомерная работа позволяет мне формировать нравственные чувства детей и обогащать социальный опыт дошкольников.

Слайд №50. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 17 января 2022 в 14:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Рожкова Ольга Николаевна (УИ 2882353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД