Рожкова Ольга Николаевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Русско-Бродский детский сад №1.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
(сообщение из опыта работы)
Воспитатель Рожкова Ольга Николаевна
2021 год
«Опасная роковая вещь-
лишать ребенка исторической памяти.
Это означает, что его лишают…
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
Возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям»
С. Роуза
Слайд №2. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес, и сегодня в современном обществе данная проблема приобрела новый смысл и особую актуальность. Это обусловлено не только социально-экономическим кризисом в России, но и кризисом отдельной личности, кризисом семьи и семейного воспитания. На современном этапе развития образования, духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Изучив углубленно данную тему, опираясь на требования ФГОС, на задачи основной образовательной программы ДОУ и социальный заказ родителей я решила более углубленно заниматься темой духовно-нравственного воспитания детей. На мой взгляд, проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна на сегодняшний день. Как показывает практика, духовно-нравственные корни, традиции семьи, которые передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Семья не только отражает, но и определяет все социальные изменения в обществе. Любовь к матери, родным, близким, осознание своего «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам – вот стержень воспитания личности.
Слайд №3. В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р. С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е. В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Педагоги пишут, что нравственное воспитание — это самое важное дело малыша. Для детей это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У них нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любое нравственное воспитание подразумевает получение определенного опыта, необходимого дошкольникам для полноценного развития. В основе всех научных методик по воспитанию и развитию дошкольников лежит игровая педагогика. По заключению педагогов и психологов, именно нравственное воспитание дает детям возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую информацию. Детей в дошкольном возрасте нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательными и усидчивыми. Малыши просто физически не способны на это — все системы их организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но детей можно увлечь, заинтересовать и развить вышеупомянутые качества посредством создания игровых ситуаций.
Слайд №4. Главная цель моего опыта :
развитие личностной культуры ребёнка через социокультурную среду и включение личности в социальную активность социума.
Слайд №5. Задачи: формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России; -расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей; - формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство - становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Осуществляя работу по опыту, я веду ребё нка к соучастию постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, сотрудничеству.
Слайд №6. Данный опыт позволит получить следующие предполагаемые результаты:
-сформированность осознанной принадлежности к семье, детскому саду;
приобретение представлений у детей о правах человека;
-сформированность отношений детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества на более высоком уровне;
-адекватное поведение в социуме, поступки носят нравственный характер;
-приобретение навыков толерантного (терпимого) отношения к людям старшего поколения;
-приобретение навыков по оказанию посильной помощи нуждающимся людям, объектам природы;
-формирование бережного отношения к предметам старины, памятникам архитектуры, искусства, к природе;
-самостоятельное отражение результатов деятельности в рисунках, рассказах;
педагогическая культура родителей по семейному воспитанию детей на более высоком уровне.
Слайд №7. Прежде чем начать прививать нравственные качества ребенку нужно начать с себя:
«Начни с себя»
Надо начинать с себя: любить, быть добрым, жить по совести. Когда эти качества есть в человеке, он их может передать другому.
«Подари ребёнку крылья и корни»
Заботливо поддерживай ребёнка. Любой ребёнок может делать что-то особенно хорошо. Это его личный ресурс. Помогай ребенку ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями. Передай ему опыт предшествующих поколений.
Слайд №8. Вся моя работа делится на три этапа:
Подготовительный, основной, заключительный. Слайд №9. Подготовительный этап- это создание единого социального пространства ДОУ.
Слайд №10. Изучение педагогической и психологической литературы, подбор и разработка необходимых методических материалов, тематических занятий бесед, музыкального сопровождения.
Слайд №11. Основной этап -это практический этап. Он состоит из трех проектов: «Кто-кто в теремочке живёт?», «Мы- наследники», «День добрых дел».
Слайд №12. Попасть в мир детства поможет первый тематический проект: «Кто-кто в теремочке живёт?».
Слайд №13. Цель: формирование способов познания своего образа «Я», ознакомление со своими правами и воспитание у ребёнка любви к семье, селу, стране.
Задачи
-Развивать представление о себе, о самоценности своего «Я».
-Сформировать у ребёнка представление о правах человека -Формировать уважительное отношение к окружающим людям и способы взаимодействия с другими людьми. -Сформировать социальный опыт в деятельности, в проблемных ситуациях и общении.
-Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, селу, стране.
Слайд №14-22. Содержание проекта «Кто-кто в теремочке живёт?» реализую по темам: «Здравствуйте, это я!», «Я и моя семья», «Я и моя страна», «Я + ты = друзья», «Я и мои права», «Я и знаменитые люди села»
В этом проекте я формирую представления детей о себе, о семье, друзьях, соседях, знакомлю с основами избирательного права, формирую правовое сознание детей: право на имя, право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на то, что можно создать свою собственную детскую организацию или кружок, знакомимся со знаменитыми людьми села. Всю работу по содержанию реализую через игровую, познавательную, художественно-продуктивную, проблемно-поисковую деятельность детей. Учитывая интересы детей, в проекте «Кто-кто в теремочке живёт?» я включила игры в «государство». Играя, дети были включены в такие социальные отношения, которые давали возможность приобрести не только знания, но и важные деловые, нравственные качества. К тому же они воспитывали в детях чувство ответственности, интерес к жизни в стране, сознание собственной востребованности и независимости.
Слайд №23. Следующий проект моей работы «Мы-наследники»
Слайд №24. Цель: способствовать развитию личностной культуры ребёнка через социокультурную среду музея
Задачи:
-Ознакомить детей с обычаями, традициями нашей древней культуры.
-Развивать интерес детей к русской народной культуре.
-Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
-Ознакомить с произведениями искусства русского народа.
-Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми русским народом.
-Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
-Развивать творческие умения, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
Актуальность проекта определяется потребностью нашего общества в патриотическом воспитании детей как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития российского социума, обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей русского народа. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающем личность. Данный проект я реализую через различные виды деятельности.
Слайд №25. В группе создан музей, где собраны ценные экспонаты, вещи, книги, документы, созданы экспозиции по истории и культуре Орловского края. В уникальных предметах старины, документах и фотографиях наших земляков бережно сохраняется исторический опыт предшествующих поколений. Музей постоянно пополняется. Наши воспитанники и их родители так же приносят старинные предметы и фотографии в музей.
Слайд №26. Дети очень любят посещать школьный музей, рассматривать его экспонаты. Они знакомятся с удивительным миром музейных предметов, с основными правилами поведения в музее. Очень любят выступать в роли экскурсовода, активно приспосабливаются к окружающей среде музея. В музее дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда, они знают, что такое коромысло, для чего нужна махотка, как раньше люди стирали, как гладит углевой утюг. Эти и другие предметы рассматривали, некоторые даже потрогали, подержали, погладили. Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Посещения музея помогают воспитывать у детей любовь к родным местам, бережное отношение к памятникам истории и культуры к традициям и обычаям своего народа, позволяют детям и их родителям ощутить себя наследниками огромного культурного богатства, оставленного нашими предками. Музей дарит детям удивительные открытия, во время посещения они познают прошлое для того, чтобы выбрать достойное будущее для себя и России.
Слайд №27. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства.
Слайд №28. Использую так же в своей работе фольклор : сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки. Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества.
Слайд №29. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Слайд №30. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык. Детям очень нравятся народные подвижные игры: «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», «Сковорода» и др.
Слайд №31. В своей работе особое внимание уделяю играм-драматизациям, режиссерским играм. Выбираю сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.
Слайд №32. Знакомлю детей с притчами, главами книги «Детская библия» что несёт в себе духовное начало. Христианские заповеди: не убей, возлюби ближнего своего как самого себя, не лги, неси добро людям, не наносить вреда и т. д. В них заключаются основы нравственности. Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний, чувств.
Слайд №33-37. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. Это такие праздники, как: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Прилет птиц», «Троица» и другие. Народные праздники носят воспитательный характер, проходят в форме ряжений, разыгрывания ролей, чаепития. Рассказывая детям историю праздников, сопровождаю рассказ иллюстрациями, презентацией.
Слайд №38-41. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. «День Победы» на которые мы приглашаем ветеранов войны и тружеников тыла, «День освобождения села от немецко-фашистских захватчиков» (в этом году отмечали 75-летний юбилей освобождения, который проводили совместно с родителями, «День народного единства»(встреча с членами партии Единая Россия, «День государственного флага РФ».
Слайд №42. 3 проект «День добрых дел» совместно с родителями
Актуальность темы: Милосердие и доброта… В последнее время мы всё чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, думающими и заботливыми людьми, то с самых ранних лет нужно, нам взрослым, вызывать у ребёнка желание о ком-нибудь заботиться, кому-либо сопереживать.
«Пока мы боль чужую чувствуем,
Живёт в сердцах и сострадание.»
Слайд №43. Цель: дать возможность детям делать добро самим, своими руками, отдавать тепло души тем, кто нуждается в Любви, Уважении, Заботе, Помощи.
Слайд №44. Задачи:
-Воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к близким, гуманное отношение к людям, доброту, отзывчивость, милосердие, заботу.
-Включать детей в посильную деятельность по оказанию помощи своим престарелым родным, близким, ветеранам войны, труда, соседу, другу, растению, животному.
-Формировать умение понять других людей, самого себя, искать путь к людям и себе.
-Формировать отношение детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества.
-Социализация личности ребёнка.
День добрых дел – это особые дела помощи пожилым, одиноким, больным людям, эта помощь сверстникам, которые попали в беду, заболели; это помощь и забота о животных и растениях. Слово добро – очень древнее слово. Наши далёкие предки называли добрым того человека, кто проявлял заботу о других людях, приходил на помощь тем, с кем беда приключилась, кто умел помочь и посочувствовать. Известно, что маленькие дети воспринимают мир не разумом, а сердцем. Поэтому, моя задача состоит в том, чтобы вырастить это сердце добрым, чутким, заботливым, внимательным к людям и природе, способным сочувствовать, сопереживать и сострадать.
Слайд №45. Ко дню пожилого человека мы совместно с детьми и родителями изготовили подарки для Дома ветеранов.
Слайд №46. На прогулках мы наблюдаем за прилетом птиц. Дети совместно с родителями изготовили скворечники и кормушки для птиц и укрепили их на территории детского сада.
Материал к проекту «День добрых дел» подбираю с учётом актуальности, доступности, наглядности, включаю игровые элементы, литературный, художественный, музыкальный материал. Реализую данную работу через различные виды деятельности: познавательную, трудовую, продуктивную, благотворительную.
Слайд №47. В сквере «Скорбящая мать» с детьми и родителями посадили деревья. Акция «Посади дерево за того парня».
Слайд №48. Принимали участие в встречи с земляками - краеведами Константина Ерошкина (летчик совершивший таран в годы ВОВ). Ровенский Захар подарил рисунок и прочитал стихотворение этого боевого, героического сражения.
Процесс совместной деятельности взрослых и детей становится очень увлекательным для обеих сторон. «День добрых дел» дает детям возможность делать добро самим, своими руками, отдавать тепло души одиноким и больным. Наш девиз – «Нет равнодушию» учит не проходить мимо, учит любви, уважению, заботе о других. В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу использую следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка, оформление тематических альбомов, изготовление подарков в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники,
Слайд №49. Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания русской рубашки. Совместный пошив костюмов к праздникам, играм-драматизациям. Благодаря активному участию родителей собран сундук костюмов для художественно-театрализованной деятельности.
Слайд №50. 3 этап заключительный
Таким образом, анализируя результаты своей работы по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:
Слайд №51.
- изменились взаимоотношения детей в группе
-у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре
-дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
- у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;
- удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью. И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.
Слайд №52. Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Систематическая и планомерная работа позволяет мне формировать нравственные чувства детей и обогащать социальный опыт дошкольников.
Слайд №50. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.