Зеленева Марина
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к православной культуре
▼ Скачать
Чтобы ни творилось в мире,
все равно останутся вечные ценности:
милосердие, добро, любовь – всё то,
что помогает выжить всему человечеству и
каждому человеку в отдельности.
Дошкольный возраст - период формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, социумом. Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь, и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к православной культуре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Главными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у ребенка не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимание этих норм.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при работе с детьми с ОВЗ. Воспитание детей с особыми потребностями требует применения индивидуального подхода и методики в работе педагога. Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется :
1. недостаточностью материала по теме духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так как нет специальных программ для изучения этого компонента (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
2. дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, отличаются разнообразными нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и, особенно, в их активных произвольных формах: существенно нарушаются процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление.
Важность вопроса духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него как позитивного, так и негативного. Практически ушли из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотр художественных и мультипликационных фильмов. В настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности. Воспитание духовности возможно только при совместном усилии семьи, образовательного учреждения и государства.
Мною было замечено, что слабым местом в этой цепочке является семья. Многие родители не придают значения тому, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, что именно родители ответственны за воспитание детей. В целях увеличения знаний по духовно-нравственному воспитанию для детей и родителей в нашем саду проводятся консультации, тематические выставки, посвященные семейным традициям и праздникам. Все это помогает родителям осмыслить важность духовно-нравственного воспитания, возрождать семейные традиции.
Основу содержания духовно-нравственного воспитания в детском саду составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники. В нашем филиале отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Масленица», «Праздник, посвященный Сергию Радонежскому». Музыкальные руководители и воспитатели знакомят детей с историей праздников, традициями, особенностями празднования. Параллельно дети знакомятся с художественными произведениями, принимают участие в конкурсах, приуроченных к православным и славянским праздникам. Многие работы были представлены на выставках в нашем детском саду. Такая работа способствует духовно-нравственному развитию детей, народной культуры, знакомит их с декоративно-прикладным творчеством, воспитывает уважительное отношение к труду, любовь к родному краю, родине.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду, особенно детей с ОВЗ, отводится народному фольклору - сказкам, песням, пословицам и т. д.
Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует у детей формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Читая русские сказки, дети учатся почитать старших, постигают основы праведной жизни. Сказки учат следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй».
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.
Сказки вызывают интерес детей, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения.
Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому.
Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.
У детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи.
В заключении хочется отметить, что духовность и нравственность – это два понятия, без которых невозможно современное воспитание и развитие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.