Елена Овчинникова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание и обучение представляет собой важный фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться личность ребенка, подростка. В дошкольном возрасте формируются основные умения и способы мировосприятия, из которых затем произрастает и взрослое мировоззрение. Дошкольное воспитание и основы обучения воспринимаются многими родителями как подготовка ребенка к школе, к тем задачам, которые он будет решать в первых классах. Это не совсем правильно. Цель воспитания не должна ограничиваться направленностью на подготовку к школе. Воспитание детей дошкольного возраста должно быть ориентировано на их личностное развитие, которое имеет намного больше проявлений, чем те умения, что понадобятся в младшей школе.
Темочки:
Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума. Отсюда следует: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, но очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно всматриваться в чистые глаза малышей, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить зарождающееся зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий философ, имя которому «Справедливость», «Любовь», «Доброта», «Понимание».
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Целью является создание условий для повышения роли общечеловеческих духовных и семейных ценностей, в становлении и духовно - нравственном воспитании личности ребенка.
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей.
Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края.
Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.
Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Формирование у детей чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
По итогам дети имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Таким образом, работа по воспитанию духовно — нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.