Эльвира Николаевна Бартули
Духовно-нравственное воспитание детей посредством сотрудничества семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты [4].
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сотрудничества семьи и ДОУ» размещена в разделах
Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно-нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине [3].
Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Современным подходом взаимодействия детского сада и семьи является то, что нужно относиться к родителям как партнерам и вовлекать их в жизнь детского сада [1].
Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей [1].
Целью нашей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических и культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
В своей работе мы ориентируем родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз.
Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций мы используем разнообразные формы работы, применяя следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость [2].
Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведении развлечений, досугов, консультаций, издании семейных газет, альбомов, встреч с интересными людьми, родительских собраний, бесед, выставок семейных творческих работ к праздникам (поделки, макеты, изготовление папок-передвижек.
Информативно-наполненные и вызвавшие душевные отклики были акции. Например, «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Ни один герб не был похож на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Акция «Моё имя. Что оно обозначает?». Дети вместе с родителями оформили своё имя разной техникой: кто выложил из бусин, кто из фасоли, кто из пуговиц, кто из ниток и многое другое, а также написали обозначение имени. При встрече в группе дети с удовольствием делились этой информацией.
Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта" также помогает нам наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью., а также высказать слова благодарности педагогам.
Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект «Генеалогическое древо». После консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа». Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Разработка маршрутов выходного дня – один из эффективных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство [3]. Выходные являются для родителей теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому чаду. На основе предложенного алгоритма разработки «Маршрутов выходного дня» родители со своими детьми создавали свои маршруты.
С самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Изучение безопасного маршрута позволяет познакомить ребёнка с опасными местами и дорожными ловушками и научить пользоваться полученными знаниями на практике.
Одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива - это родительские собрания. Мною было проведено родительское собрание «Семейные традиции». Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала «Герб семьи», «Девиз семьи», национальные обычаи и традиции своей семьи. Дети читали стихи о семье, пели песни. Родители вспоминали пословицы о семье. При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья».
Праздник «Ай, да, папы!» (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть, помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Подарок солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии).
Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. Здесь опять же была проведена акция «Расскажи о герое семьи». Дети рассказывали о своих дедах, далеких предках. Родители подключались к рассказам детей. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников.
Традиционно в детском саду мы с детьми группы и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом!». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.
Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Их организация способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Клуб «Радуга интересов» - это привлечение родителей к воспитанию в детях познавательного интереса к истории, профессиям города, к интересным увлечениям. В результате данной работы взрослые обогатят свой опыт общения с детьми, научатся признавать за ребенком право на выбор увлечений.
И конечно же в современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей и их помощи – это участие в ремонте, в создании развивающей среды в группах, в изготовлении различных пособий, атрибутов.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Всё что я представила, лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Список литературы:
1. Винс О. А., Григорян Н. В. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №4
2. Долинная А. Родители в дошкольном учреждении: потребители и гости или партнеры-единомышленники? / А. Долинная, О. Низковская // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 6-8
3. Кондрашева Ю. В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских, В. Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2014. – С. 89-91.
4. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2015. – С. 59-62.