Наталия Калинина
Рабочая программа «Ментальная арифметика» для детей с 5 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Ментальная арифметика»
с 5 до 7 лет
2023-2024 уч. год
1. Пояснительная записка.
Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ментальная арифметика» для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет (далее – Программа) разработана с учетом методических рекомендаций:
Андреев А., Глущенко Г., Тримасова Н. Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание. - Москва, Новосибирск, ООО «Дилер-групп», 2017, 68 с
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
• Развитию уверенности в собственных силах;
• Улучшению внимательности и концентрации внимания;
• Развитию способностей к изучению иностранных языков;
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.
Цель данной программы: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Задачи:
дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на соробане;
развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»;
формировать умения соотносить количество и число;
развивать умение применять навыки арифметического счета при решении практических задач;
развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая, аудиальная (слуховая, кинетическая (мышечная);
развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность;
обогащать словарный запас;
воспитывать уважение к окружающим, доброжелательность;
формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет. Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная арифметика» возможно в любой промежуток времени, так как по принципу персонализации дополнительного образования посредством выстраивания индивидуальных образовательных траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.
Срок реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет рассчитана на 1 год обучения
Формы и режим занятий.
Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка
Формы организации образовательного процесса.
Программа обучения Менар строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы должны:
обеспечивать реализацию Программы в полном объеме, соответствие качества подготовки
обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов
обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания
возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация,
осуществляющая образовательную деятельность, проводит диагностику обучающихся.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 10 человек.
Занятие по ментальной арифметике включает:
на начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется Абакус (счеты, в дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ Абакуса;
письменные упражнения в индивидуальных тетрадях по ментальной арифметике;
для расширения поля зрения, концентрации внимания, навыка фото чтения используются флешкарты «Абакус» и таблицы Шульте.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. На каждом занятии используются физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика для ума.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
После успешного завершения курса Программы, обучающиеся смогут:
повысить эффективность обработки, получаемой головным мозгом разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;
усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
использовать полученные знания в личностном развитии.
Учебно-тематический план программы
№
п/п Тема Планируемая
Дата Количество часов Содержание Форма организации
ОКТЯБРЬ (4часа)
1 Повторение 1 неделя 1 час Повторение. Работа с Абакусом.
Правила действия на АБАКУСЕ. Пальцовки. групповая
2 Повторение. Абакус и его конструкция: братья и Друзья. 2 неделя 1 час Упражнения на АБАКУСЕ двумя руками одновременно.
групповая
3 Повторение. Цифры 1-5 на
Абакусе 3 неделя 1 час Работа с цифрами
Работа с карандашами
Работа с Флешкартами 1-4
Нейробика групповая
4 Повторение. Цифры 6-10 4 неделя 1 час Добавление и вычитание на Абакусе до десятка групповая
ноябрь (4 часа)
5 Добавление и вычитание на
Абакусе цифр 9-10 1неделя 1 часа Упражнения с маркером
Написание цифр от 9-10
Работа с цифрами
Работа с карандашами
Работа с Флешкартами 1-10
Нейробика групповая
6 Повторение пройденных чисел на примере фруктов и Абакуса 2 неделя 1 час Пальцовки
«Гимнастика для ума»
«Ребро, ладонь. кулак»
Упражнения на АБАКУСЕ
Считалка до10 групповая
7 Повторение пройденных чисел на примере фруктов и Абакуса 3 неделя 1 час Таблица Шульте
Упражнение «Абакус – Code»
Нейробика групповая
8 Определение чисел с Абакуса 4 неделя 1 час Пальцовки
«Гимнастика для ума»
«Ребро, ладонь. кулак» групповая
декабрь (4 часа)
9 Простое сложение
Примеры простое сложение 1 неделя 1 час Пальцовки
«Гимнастика для ума»
«Ребро, ладонь. кулак» групповая
10 Простое сложение
Примеры простое сложение 2 неделя 1 час Упражнения на АБАКУСЕ
Считалка до10
групповая
11 Простое сложение
Примеры простое сложение 3 неделя 1 час Работа с Флешкартами 1-10
Таблица Шульте групповая
12 Простое сложение
Примеры простое сложение 4 неделя 1 час Графический диктант
Упражнение «Абакус – Code» групповая
январь (4 часа)
13 Простое сложение
Примеры простое сложение 1 неделя 1 час Нейробика
Тест –проверка групповая
14 Простое вычитание
Примеры простое вычитание 2 неделя 1 час Пальцовки
«Гимнастика для ума»
«Ребро, ладонь. кулак» групповая
15 Простое вычитание
Примеры простое вычитание 3 неделя 1 час Упражнения на АБАКУСЕ
Считалка до10
Работа с Флешкартами 1-10 групповая
16 Простое вычитание
Примеры простое вычитание 4 неделя 1 час Видеоанализ
Таблица Шульте
Графический диктант
Ментальная карта Групповая
февраль (4 часа)
17 Простое вычитание и сложение 1 неделя 1 час Пальцовки
«Гимнастика для ума»
«Ребро, ладонь. кулак» Групповая
18 Простое вычитание и сложение 2неделя 1 час Упражнения на АБАКУСЕ
Считалка до 100 Групповая
19 Простое вычитание и сложение 3неделя 1 час Работа с Флешкартами 1-10
Видеоанализ Групповая
20 Простое вычитание и сложение 4 неделя 1 час Таблица Шульте
Графический диктант Групповая
Март (4 часа)
21. «Числа 10/20»
1 неделя 1 час Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Набор чисел 10/20 на абакусе. групповая
22 Изучение чисел 30/40
2 неделя 1 час Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Набор чисел 30/40 на абакусе. групповая
23 Повторение: Решение примеров с числами 10-40»
3 неделя 1 час Простое сложение и вычитание на счётах двухзначных чисел на абакусе. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. групповая
24 Изучение числа 50
4 неделя 1 час Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора числа 50 на абакусе. Лепка из пластилина портрета цифры
групповая
Апрель (4 часа)
25 Изучение чисел 60-90
1 неделя 1 час Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел 60-90 на абакусе. Нейробика
групповая
26 Повторение: Решение примеров с числами 10-90»
2 неделя 1 час Простое сложение и вычитание на счётах двухзначных чисел в пределах 90 на абакусе. Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради.
групповая
27-28 Изучение чисел 11-99 и их состава 3-4 неделя 2 часа Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел 11-99 на абакусе. групповая
Май (4 часа)
29 Разные двухзначные числа 1 неделя 1 час Работа с флеш-картами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел на абакусе. Набор чисел на абакусе. групповая
30 Разные числа. Сложение 2 неделя 1 час Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел на абакусе. Решение примеров на абакусе.
групповая
31 Разные числа. Вычитание 3 неделя 1 час Выполнение заданий в рабочей тетради. Отработка навыка набора чисел на абакусе. Решение примеров на абакусе.
групповая
32 Повторение чисел 0-99. Решение примеров. Итоговое занятие. 4 неделя 1 час
Выполнение контрольного задания. Счёт на абакусе групповая
ИТОГО: 32 часа в год
Количество детей в группе – 10 человек.
Контрольно-измерительные материалы:
- набор диагностических карт (тесты) для оценки познавательной деятельности;
- практические работы в рабочих тетрадях;
- контрольные работы набора чисел; счета на абакусе;
Итоговая диагностика проводится в конце обучения и предназначен для комплексной оценки достижения планируемых результатов. На итоговом занятии учащиеся выполняют практическое задание в виде контрольной работы на знание сложения и вычитание в пределах двухзначных чисел на абакусе.
Список используемой литературы
1. АВТОР Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2014, 68 с.
2. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2014, 84с.
3. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 3, 2014, 74с.
4. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2014, 54 с.
5. Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и
6. Онлайн-тренажер «Абакус»