Яна Балдина
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание во внеурочное время согласно требованиям ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание - многогранный процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поступки человека.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.
Духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.
Публикация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание во внеурочное время согласно требованиям ФГОС» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2022
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
В нашей школе-интернате должность – учитель, воспитатель – для ребёнка неразрывно связана с понятием «воспитание», ибо мы стараемся все вместе дарить ребятам счастливые дни. Каждый момент дня, словно этап урока, важен – это частичка жизни воспитанника. Реализация воспитательной деятельности выражается в различных формах: внеклассные мероприятия, общешкольные, работа кружков и секций, участие в творческих конкурсах.
Этические беседы, творческие мастерские, экскурсии в музеи, театры, заочные экскурсии, фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, фотовыставки, классные часы, конкурсы рисунков, спортивные конкурсы, беседы и диспуты, открытые занятия – все эти формы организации внеурочной деятельности позволяют воспитателям целенаправленно вовлекать детей в создание творческого союза, позволяющего каждому участнику (и взрослому, и воспитаннику) взращивать в себе ростки добра.
Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
Воспитание гуманизма, трудолюбия, чувства любви к родному краю, доброго отношения ко всем людям, интереса к истории Отечества, формирование таких нравственных категорий, как отношение к воинскому долгу, понятия чести и достоинства, справедливости и честности – все эти цели становятся достижимы благодаря неиссякаемой энергии педагогов, влекущих воспитанников в страну русского классического слова, воплощающего в себе высокий идеал нравственности и человечности.
Любое мероприятие ориентировано на достижение высокого результата – нравственно чистой и богатой личности.
Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст воспитанников, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
В этом плане в школе-интернате с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие воспитателя имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитанники выражают своё творчество в работах, которым нет цены и оценки, так как они сделаны все детскими умелыми ручками. Ручной труд является эффективным и способствует развитию интеллекта и психики ребёнка, эстетического вкуса, творческих способностей, и, конечно, воспитанию нравственных качеств личности: честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.
Ребята нашей школы занимаются рукоделием и изобразительным искусством, вязанием, вышивкой, участвуют в художественной самодеятельности, играют в школьном кружке.
Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа способствует не только нравственно-патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе.
Естественно, если ребёнок не сохраняет в себе память прошлого, равнодушно относится к истории, то он губит часть своей личности, и в конечном итоге – деградирует как человек.
Проводимая воспитателями работа способствует развитию совести детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетели, осознанию детьми, что порок всегда разрушителен, и только верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье;
дополняет и расширяет кругозор детей, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию воспитателя, детей;
постепенно наблюдается положительное влияние в формировании бережного отношения к окружающему миру и другим людям.
Таким образом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание в нашей школе-интернате сопряжено на практике со всеми остальными направлениями воспитания (трудовым, эстетическим, физическим и т. д.) и являются самым главным и сложным направлением, потому что духовность – это высшая ступень развития человека.
Интернат – это особая школа, это школа жизни. И именно воспитатели создают для детей в интернате и семью, и школу, как единство жизни.
Я уверена, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств».
Конкурс «Вифлеемская звезда»
Наша школа приняла участие в межрегиональном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи «Вифлеемская звезда».
Работа нашей школы-интерната стала победителем в номинации «Лучшее образовательное учреждение интернатного типа по формированию системы духовно-нравственного воспитания и образования» и награждена дипломом и ценным подарком.
Была представлена модель нравственного воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья. Ведущие идеи модели системы нравственного
воспитания :
приоритетом воспитательной системы является воспитание
нравственных ценностей как ядра личности;
гуманистическая направленность воспитания - основа воспитания
нравственных ценностей воспитанников, где личность выступает
«мерой всех вещей»;
воспитание нравственных ценностей «пронизывает» всю
деятельность педагогического коллектива.
На основе ее, педагогический коллектив создал свою воспитательную концепцию и строит свою работу с учетом выработанных положений.
Основными направлениями в деятельности воспитателя по нравственному
воспитанию являются :
индивидуальная работа с воспитанниками;
организация эффективной коллективной деятельности;
организация воспитывающей среды и оказание педагогической
поддержки;
взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы школы.
В целом вся работа по данной программе направлена
на создание условий коррекционно-развивающего пространства для
формирования адаптированной личности.