Анна Никитина
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей во взаимодействии с семьей и социумом
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.
Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Целью моей работы является - создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьёй и социальным окружением.
Публикация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей во взаимодействии с семьей и социумом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
Конечно, начинать работу по духовно - нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование, чувство любви к своему Отечеству.
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными.
А некоторые родители и вовсе не знают с чего начать и не имеют знаний по этому вопросу. Поэтому мы воспитатели помогаем им в решении этих задач, используя разные формы работы с родителями.
Социальное партнерство
Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверьми детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Конечно в этом году мы вынуждены все запланированные экскурсии, тематические встречи проводить в дистанционном режиме, но хочется отметить, что и такой формат экскурсий детям пришелся по душе.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями. Одним из таких социальных партнеров для нашего ДОУ является Центр семейного чтения им. В. И. Чапаева. В работе с библиотекой одной из интересных и перспективных форм расширения кругозора детей являются экскурсии.
Очень эффективно помогают решать задачу духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников музеи. Педагоги вместе с воспитанниками и их родителями регулярно посещают Чувашский Национальный музей, музей производственного объединения им. В. И. Чапаева, этнографический музей МБОУ «СОШ № 60». Краеведческий материал способствует в освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении общечеловеческих ценностей.
Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с «Музыкальной школой № 3».
С театральными постановками посещает наших воспитанников детский фольклорный ансамбль «Пилеш» ДК «Ровесник. Театральные вечера формируют у детей нравственно – эстетическое восприятие мира, происходит приобщение к миру музыки и искусства.
Знакомство дошкольников с «Кадетской школой им. генерал-майора милиции В. А. Архипова» ведет к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
Чтобы прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства, педагоги знакомят детей с памятниками, погибшим героям в Великой Отечественной Войне.
Социальный партнер МБОУ «СОШ № 7» даёт нашим воспитанникам возможность укрепить здоровье и поднять патриотический дух через такие мероприятия, как мини-футбол, «Веселые старты», смотр строя и песни на 23 февраля.
Важным условием эффективного осуществления духовно-нравственного и патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции.
Хочется отметить, что в нашем детском саду очень активно ведет свою работу Совет Отцов, который планирует и реализует множество мероприятий с участием пап воспитанников.
В рамках городского марафона «Папина школа» в нашем саду папы знакомили воспитанников с рабочими инструментами, смастерили своими руками настоящий бизиборд, а также научили играть в шахматы.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в центре семейного чтения им. В. И. Чапаева стало традицией собираться с воспитанниками и их родителями на посиделки, участвовать в веселых играх и конкурсах.
День Святок в детском саду запомнился гаданиями и обрядами. Мероприятие закончилось веселым и ароматным чаепитием с ванильными баранками у самовара.
Проводы Зимушки-зимы в детском саду прошли с веселыми Скоморохами, красавицей Весной, которые вместе с детьми и родителями играли в игры «Гори, гори ясно!», «Карусель", пели, танцевали, загадывали загадки. Завершилось мероприятие чаепитием, на котором бабушки поделились рецептами своих вкусных блинов.
Мероприятия, посвященные таким праздникам, как 23 февраля и 8 марта, и проводимые совместно с родителями, помогают укрепить семейные ценности, расширить представления детей о праздновании Дня защитника Отечества и Международного женского дня.
Ежегодно педагоги детского сада проводят акции: «Добрые дела», «Подари цветок, открытку ветерану», «Спасибо маме», «Бессмертный полк». Данные акции помогают приобрести воспитанникам представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учат следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Работа по направлению духовно-нравственного воспитания в группе продолжается. В этом учебном году, совместно с родителями мы начали оформлять «Книгу семейных традиций». Идея создания такой Книги родителям очень понравилась и дети с большим интересом ее рассматривают, делятся друг с другом своими эмоциями.
Подводя итоги сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и социумом, можно сделать вывод, что результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами.
Проводимая нами работа свидетельствует о том, что воспитание духовной личности ребёнка возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения, семьи и окружаемого социума.