Наталья Варлакова
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Варлакова Наталья Николаевна, учитель-логопед.
МБ ДОУ «Детский сад №206», г. Новокузнецк.
Любовь к Родине развивается постепенно. Первые шаги – это любовь к своим родителям, почитание их, а вторые – любовь к русской словесности, сохранение русского слова в чистоте. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном крае, стране, особенностях традиций народов, живущих на территории Кузбасса.
Публикация «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку сложнее полюбить свой дом, семью.
Ребёнок не рождается нравственным или безнравственным. То, какие духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание лежит в основе формирования будущего гражданина.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма и нравственности у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к духовному наследию, старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, родному Краю (Кузбасс) созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками малых народов, живущих на Кузбасской земле, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Благодаря этому, фольклор, духовное творчество являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории Кузбасса, духовной архитектуре, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил Кемеровскую область, начнут проявлять интерес к событиям жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство гражданственности и патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудится на её благо, беречь и умножать богатство.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе (Области). Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине: месту, где родился человек. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом (краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых культурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам народной и мировой культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом (краем) станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, познавательную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: архитектура христианских соборов и церквей, природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, страна.