Лусине Григорян
Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей.
Педагог-психолог ГБОУ Школа №1078 Григорян Л. В.
Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию, которое определяет положение человека в обществе и государства в современном мире. Процесс образования и становления личности рассматривается как непрерывный процесс: он начинается с рождения ребёнка и продолжается всю его сознательную жизнь. От фундамента, заложенного в дошкольные годы, может зависеть успешность человека в современной жизни. Политика государства в области образования направлена на факторе развития современного российского общества. К моему великому сожалению порой забываются духовно-нравственные ценности. Одно радует, проблема духовно-нравственного воспитания привлекла и привлекает неслабое внимание учёных, так как, по сути, речь идёт о настоящем и завтрашнем дне России, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счёту о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения, в чём особенную роль занимает педагог. Гуманизация образования предполагает прежде всего становление духовности и гуманистической культуры педагога. Нравственная чистота, толерантность, милосердие, совестливость должны быть присущи каждому педагогу во взаимоотношениях с учащимися, наряду с высоким профессионализмом в предметной области. Причиной конфликтов, недоверия и недопонимания педагога учащимися является игнорирование педагогом личных интересов, проблем и запросов ученика. Вместе с семьей педагог может помочь ученику осознать значимость нравственных поступков и милосердия через каждодневные действия и поступки в учебно-воспитательном процессе. Как педагогическая проблема данная тема исследования предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса с учетом природных задатков и способностей ученика.
Публикация «Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей» размещена в разделах
Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания определяется следующими положениями:
1. наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
2. в современном мире ребёнок растёт и развивается, окружённый разнообразными источниками сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и психику ребёнка;
3. вооружение ученика духовно – нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения в обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Задача воспитания духовно развитой, высоконравственной и культурной личности признается современным образованием инновационной педагогической ценностью.
Понимание духовной культуры, невозможно без обращения к ценностям, которые являются ее ядром и основным компонентом. Именно ценности позволяют осознать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие жизнь общества и поведение отдельных людей.
Ценности – важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия.
Духовно-нравственные ценности – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-либо более высокому, важному и непреходящему, чем его собственное существование. И наиболее значительной ценностью является патриотизм, то есть в широком смысле – любовь к Родине, ее истории и культуре, в первую очередь - к национальной культуре.
В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовывать собственное поведение в социальной среде.
Ценностные ориентации - это способ применения человеком своего избирательного отношения к материальным и духовным ценностям, система установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении. (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь-М. :Академия, 2000, с. 163-164)
Осмысление ценностей и ценностных ориентаций чрезвычайно важно не только для теории образования, но и педагогической практики. Главные задачи духовно-нравственного воспитания детей связаны с :
1. воспитанием нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, надежды, веры, любви);
2. формированием нравственной позиции (способностей к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
3. развитием нравственного облика (простоты, смирения, терпения, милосердия, незлобивости, способностей прощать обиды, переживать радость, проявлять стойкость и мужество);
4. воспитанием нравственного поведения (готовности к служению людям и
Отечеству, проявлению послушания и доброй воли).
Речь идет не столько о передаче неких образцов и норм на уровне «хорошо» - «плохо», сколько об освоении их на уровне практического использования. Собственно, основная задача образования состоит в том, чтобы научить ребенка делать правильный выбор (выбор жизненного решения, оценки явления или произведения искусства, выбор друга, выбор действия или поступка).
Особенностью духовно-нравственного воспитания детей и подростков является обретение ими ценностно-ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в их ближайшем социальном окружении и обращение их к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально-сердечного) нравственного самоопределения, к самосознанию и нравственному поведению, основанным на доверии и любви.
Основной формой приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской школе является урок православной культуры. На уроках православной культуры учитель ставит перед собой следующие цели:
1. Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту, так как от красоты внешнего мира возвышается душа.
2. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной.
3. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни).
4. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).
5. Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан к ближним, к Богу.
6. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием ( отношение к себе: а какой я) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.
А у нас в детском саду для достижения этих целей я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время:
1) чтения рассказов из Священной истории;
2)наблюдений; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов,
3) проведения дидактических игр;
Словесный метод наиболее эффективно я использую в процессе:
1) чтения литературных произведений (рассказов, притч, стихотворений);
2) бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;
3)проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.);
4) рассказов детей по схемам, иллюстрациям;
5) разбора житейских ситуаций;
6) проведения конкурсов.
Практический метод я использую, когда необходимо:
1) организовывать продуктивную деятельность (выставку поделок к христианскому празднику, конкурс рисунков на тему «Светлое Христово Воскресение»);
2) провести дидактические игры;
3) организовать конкурсы;
Процесс духовно-нравственного воспитания был бы неполным, если бы он не нашёл продолжение во внешкольной воспитательной деятельности. В практику моей работы вошло проведение занятий на духовно-нравственную тематику : «Правда и ложь», «Зависть», Добро и зло», «Страдания и испытания». На этих занятиях формируются и развиваются нравственные чувства детей, идёт приобщение к духовным ценностям русского народа.
Нравственное поведение дошкольников находит своё отражение во всём. Дошкольники с удовольствием делятся с одногруппниками учебными принадлежностями: карандашами, красками, кисточками. Недавно провели акцию «Помоги птицам» : дети совместно с родителями изготовили кормушки для птиц. А потом их вывесили у нас на площадке. В этот момент детки получили огромный нравственный заряд!
Богатый материал для приобщения дошкольников к православным ценностям дают уроки литературного чтения. Чтение произведений духовно – нравственного содержания создают у дошкольников определённый запас систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержание его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебника «Литературное чтение» помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, соотнести их с Божьими заповедями, сделать свой нравственный выбор.