Алла Серегина
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и волк»
Задачи:
1. Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
2. Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Темочки:
- Прокофьев С.С, композитор
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
4. Совершенствовать навык игры на детских музыкальных инструментах
Оборудование:
1. ноутбук;
2. презентация;
3. Мультипликационный фильм «Петя и волк». ( Год выпуска: 1958)
Ход занятия
1. Приветствие
Музыкальное приветствие. Валеологическая распевка «Доброе утро» О. В. Арсеневской.
М. Р. : А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай по голосу».
Выходит один ведущий, встает спиной к детям. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ребёнка. М. р. : Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?
Примерные ответы детей: по голосу.
М. р. : Правильно! А как же наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы детей:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
М. р. : То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Тембр – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?
Примерные ответы детей: Да, есть!
М. р. : Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
М. р. : А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот,
Запрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса :
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Примерные ответы детей: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны
М. р. : Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
М. р. : Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд – портрет композитора). В этом году ему исполнилось со дня рождения 125 лет. (Некоторые факты из биографии) Сказку он написал уже в зрелом возрасте. Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки имеет свою тему. Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них темы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.
Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – (Слайд – пионер Петя)
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
(Слайд – струнно-смычковые) – слушание темы.
М. р. : Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
Примерные ответы детей:
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
М. р. : Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.
- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку? Примерные ответы детей:
- Веселое, радостное, счастливое.
- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.
А хотите послушать звучание флейты в исполнении вашего товарища?
Исполнение музыкального произведения на флейте.
М. р.
Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.
- Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
М. р. : Но вот появляется кошка! Ее тему исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд – кошка, кларнет) – слушание темы.
- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?
Примерные ответы детей:
- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
М. р. : А давйте покажем под музыку, как кошка догоняет птичку.
Игра «Догони птичку».
Дети становятся в круг, выбирается Птичка и Кошка. Под музыку Птичка летает за кругом, затем звучит тема Кошки, кошка двигается под музыку и начинает ловить птичку. Дети поднимают руки, Птичка забегает в круг, дети опускают руки, не пускают Кошку в круг.
М. Р.
Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.
- Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!
М. р. : Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.
- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно как он воет.
М. р. : Совершенно верно! А кто из вас хочет изобразить злого Волка?
(Танцевальное творчество детей)
И, наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
М. р. : Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.
Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. А сейчас давайте все превратимся в настоящих музыкантов симфонического оркестра и даже выберем дирижёра, который будет руководить оркестром (Дети исполняют на детских музыкальных инструментах победный марш из сказки).
Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говори сегодня. (Кукольный мультфильм. Год выпуска: 1958). Просмотр мультфильма.
М. р. А сейчас я вам предлагаю нарисовать самого запомнившегося вам героя из симфонической сказки «Петя и волк».
Дети рисуют под музыку С. С. Прокофьева.
Список использованной литературы:
1. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М. : Музыка. – 2004 – 224 с.
2. И. Прохорова «Музыкальная литература» - М. Музыка2006.
3. М. Румер, Т. Бейдер «Музыка» - М. Музыка 2000.