Раиса Трушина
Досуг, посвященный 240-летию основания Большого театра
▼ Скачать + Заказать документы
(28 марта 1776 год)
«Музыка способна оказывать известное воздействие
на этическую сторону души». АРИСТОТЕЛЬ.
Цель. Систематизировать знания детей о Большом театре, который является предметом
гордости не только Москвы, а и всей России в целом.
Задачи: -уточнить и закрепить уже имеющиеся знания детей о Большом театре,
характерных признаках здания театра, его внутреннего убранства;
- дать знания о том, какой день считается днём рождения Большого театра,
Публикация «Досуг, посвященный 240-летию основания Большого театра» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2016
почему у Большого театра два дня рождения;
- закрепить умение знать и различать музыкальные произведения по жанру;
-приобщение детей к музыкальному миру, к классическому наследию русского музыкального искусства.
- формировать чувство гордости за театральные традиции Большого театра.
Предварительная работа:
- просмотр презентации «Большой театр»;
- знакомство с игрушкой Щелкунчик, щелканье орехов щелкунчиком,
чтение сказки Гофмана "Щелкунчик",
-посещение представления песочной сказки «Щелкунчик» в культурном центре
«Москвич»;
-прослушивание музыкальных фрагментов из балетов: «Щелкунчик», «Лебединое
озеро», из опер: «Снегурочка»;
-изготовление коллективной работы «Лебединое озеро»,
- разучивание движений к танцу маленьких лебедей, рассказ сюжета балета
«Лебединое озеро»;
-заучивание загадок про музыкальные инструменты.
Досуг проведен и составлен совместно с воспитателем Ульяновой Еленой Константиновной.
Ход досуга.
Дети входят в музыкальный зал, в котором имитирован фонтан.
Вос-ль. Как вы думаете, где мы с вами оказались? (у фонтана в парке, в сквере, у магазина и т. п.) Давайте закроем глаза и посмотрим, что изменилось, и изменятся ли ваши ответы». (Появляется слайд с изображением Большого театра.) Воспитатель опять задает этот же вопрос, предлагает отметить, что изменилось. После ответов детей воспитатель задает вопросы детям: «А как вы догадались? (Появилось здание Большого театра, а у Большого театра есть фонтан.)
Почему вы решили, что это здание Большого театра, по каким характерным признакам вы узнали здание Большого театра. (Восемь колонн, наверху квадрига с Аполлоном, колесница с богом Аполлоном, три фонтана, красивое большое здание, две музы с лирой и бубном, большие афиши.)
Вос-ль. Да, вы правильно назвали все признаки, характерные для здания Большого театра. И наш фонтан превратился в фонтан у Большого театра. Сложно пройти мимо Большого театра и не остановиться - настолько впечатляют величавость и торжественность здания, портик с восемью белыми колоннами, четверка лошадей, готовая унести бога искусств Аполлона.
Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о Большом театре в день его юбилея 240-летия основания.
Давайте и мы представим, что мы оказались у Большого театра и можем прогуляться вокруг фонтана перед посещением представления, полюбоваться зданием Большого театра. (Дети прогуливаются вокруг фонтана, разглядывают фонтан, здание Большого театра.)
Вос-ль. Ребята, скажите, где находиться Большой театр? (в Москве, в центре Москвы, на площади, рядом с Красной площадью) В центре Москвы, неподалёку от стен Кремля, раскинулась одна из красивейших площадей нашей столицы. Как называется площадь, на которой находится Большой театр? (Театральная площадь) Почему она так называется? (На Театральной площади расположен сам Большой театр и ещё два театра: Малый драматический театр и молодёжный театр -РАМТ)
Давайте рассмотрим с вами план-схему Москвы, найдем Кремль, Театральную площадь.
Дети рассматривают план-схему, самостоятельно находят Кремль, Большой театр.
Вос-ль. Чем Большой театр отличается от других театров? Что в нём особенного? (в нем ставятся только оперы или балеты; он музыкальный; на Большом театре есть скульптуры музы балета – Терпсихоры, музы оперы Эрато).
Ребята, а как вы думаете, почему этот театр назвали Большой? (потому, что самый большой; больше всего мест для зрителей -2150 человек; больше всех ярусов-балконов – 5; больше всех артистов, колонны большие, большое количество разных опер и балетов, самые большие и известные балеты и оперы)
В народе его называют Большим, и этим всё сказано. Но настоящее его имя - Государственный академический театр оперы и балета России. Но название Большой прочно закрепилось в сознании людей нашей страны, и ушло далеко за пределы нашей страны, тем самым утвердившись и став для всего мира практически основным!
Вос-ль. Никита Быков был на экскурсии в Большом театре. Он нам расскажет, что ему больше всего запомнилось и почему. Просмотр презентации Никиты Б. о внутреннем убранстве Большого театра.
Дети с интересом и восхищением смотрели и слушали рассказ Никиты.
Вос-ль. Посмотрите, что это у нас? (театральные афиши) Для чего нужны афиши? Посмотрите на эти афиши решите, к какому балету или опере они принадлежат?
Детям предлагаются афиши балетов: «Лебединое озеро»,«Щелкунчик»,опер: «Снегурочка», «Война и мир». На афише название балета или оперы закрыты листочками бумаги, чтобы дети могли по изображению назвать балет или оперу. Так выглядят афиши без надписей. Попросить детей аргументировать свои ответы.
После этого одним детям предлагается самостоятельно прочитать названия, а другим проверить правильность ответов.
Звучит музыка и исполняется танец маленьких лебедей. Вопросы детям: в каком произведении есть танец маленьких лебедей? Кто написал музыку? Какой композитор?
Отгадайте загадки. Загадки загадывают дети.
Все герои спектакля на сцене танцуют – Не поют, не играют и не рисуют.
Прекраснее спектакля в театрах нет, А называется он просто —. (балет)
В театре очень интересно, Когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр. Спектакль как же назовут? (Опера)
Вос-ль. Давайте послушаем следующий музыкальный отрывок – звучит ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходила…». Вопросы: это что за произведение, какой жанр, кто поёт, кто автор музыки, кто автор пьесы?
Вос-ль. Вы увидели танец из балета, послушали арию из оперы. Чем отличается опера от балета? Чем они схожи? Ответы детей.
Вос-ль. Вы сказали, что опера и балет схожи тем, что звучит музыка. Послушайте музыкальный отрывок и определите, какие инструменты звучат. Звучит Марш из балета «Щелкунчик». После прослушивания дети показывают музыкальные инструменты, которые исполняют марш.
Загадываются загадки. Дети не говорят отгадку, а показывают отгадку движениями.
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет. .скрипка
Знайте, они с барабаном соседи. Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают. тарелки
Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль. Как зовут меня?. (Рояль.)
Осторожно возьмёшь её в руки - И чудесные, дивные звуки
Издаёт она, если уметь Ей помочь свои песенки спеть:
Словно издали плач летит чей-то. Это плачет поющая …ФЛЕЙТА.
Вос-ль. Ребята, а кто на этой афише? М. И. Кутузов - великий полководец. Армия под его командованием защищала Москву В1812 году от Наполеона. Давайте послушаем арию Кутузова "Величавая в солнечный лучах матерь русских городов. " из оперы "Война и мир" С. Прокофьева. После прослушивания вопросы детям: что это за музыкальный жанр, о чём поёт М. И. Кутузов, кто написал музыку, по какому произведению поставлена опера.
Невозможно представить Москву без Большого театра. Большой театр является визитной карточкой не только Москвы, но и всей России в целом. К большому сожалению, Большой театр много раз перестраивался за эти 240 лет, и не раз горел. Он был свидетелем больших битв во время не менее больших войн, но он всегда служил русскому народу в его стремлении познать искусство. Огромное количество событий перенёс Большой театр, хотя именно благодаря этому у Большого театра два дня рождения, каждый из которых принято отмечать. Первый - 28 марта 1776 года, когда по приказу Екатерины 2-ой началось строительство театра; и второй -20 августа 1856 года, когда после нескольких пожаров было воздвигнуто здание, которое мы видим сейчас. Поэтому у Большого театра, сегодня 240-летие, а 20 августа будет 160-летие. На Большом театре есть фронтон, на котором мы видим:
Вос-ль. Давайте под звуки Вальса Цветов П. И. Чайковского покружимся в вальсе вокруг нашего фонтана. Дети и взрослые кружатся в вальсе из балета «Щелкунчик».
Вопросы детям после исполнения вальса: откуда это музыкальное произведение, кто написал музыку, кто автор сказки.
Давайте сделаем фото на память в честь знаменательной даты, которую отмечает Большой театр!
На память о праздновании 240-летия Большого театра мы вам раздадим вот такие открыти - флаеры. После фотографирования появляется лебедь-игрушка, которая плывёт и несет шоколад «Вдохновение».
Вос-ль. Ребята, посмотрите, почему лебедь принёс именно этот шоколад? (На нем изображён Большой театр). Прочитайте, как называется этот шоколад.
ПУСТЬ ВДОХНОВЕНИЕ ОТ ВСТРЕЧИ С ПРЕКРАСНЫМ НИКОГДА НЕ ПОКИДАЕТ ВАС!
… Когда стою вблизи театра
И на фасад смотрю БОЛЬШОГО,
Мечтаю я, что, может, завтра
Туда войду, волнуясь снова!
С прошедшим юбилеем тебя, БОЛЬШОЙ ТЕАТР! С наступающим юбилеем тебя, БОЛЬШОЙ ТЕАТР!