Пахомова Света
Сценарий досуга для детей и родителей «Путешествие к островам Правильной речи»
Досуг для детей и родителей «Путешествие к островам Правильной речи»
Задачи: в игровой форме закрепить полученные в ходе коррекционной работы знания, умения и навыки детей по подготовке к обучению грамоте. Способствовать эмоциональному сближению взрослых и детей, общности переживания происходящего.
Оборудование: корабль, на котором сидят пассажиры (родители, места для команды, штурвал, мачта; матросская форма (для всех детей, аудиозапись шума моря, костюмы для персонажей (Капитан, Кот, русалочки, Клепа, Ириска, Робинзон, Королева); карточки с картинками (краски, обруч, танк, схема слова «кот», деревья с листьями - буквами, платки или шарфы, пластиковая бутылка с запиской, два столика с материалами для выкладывания букв (бумага, ножницы, пластилин, проволока, семена, нитки, «телеграмма», доска, мел, сундук, «паспорта первоклассников» с фотографиями за время пребывания детей в логопедической группе.
Публикация «Сценарий досуга для детей и родителей „Путешествие к островам Правильной речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
Ход досуга
Слышатся удары корабельного колокола. Входит Капитан. Капитан. Свистать всех наверх! Вбегают дети в матросской форме.
Капитан. Здравствуйте, ребята! Мы с вами целый год готовились к этому путешествию. Помните, какими вы пришли в логопедическую группу? Но вы честно занимались? Выполняли домашние задания? Готовили руку к письму? Выделяли звуки? Запоминали буквы? Научились читать? И теперь вы знаете, как правильно говорить? Дети.
Чтобы разговаривать, нужно выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно,
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
Капитан. Я думаю, с вами можно отправляться в плавание к островам Правильной речи. Команда, займите свои места! Пассажиры уже на борту (слышен шум моря).
Отправляемся, друзья,
Мы на чудо-острова,
А чтоб было интересней,
Запевайте дружно песню.
Необъятна даль морская!
Остров в море замечаю.
Остров Звуков вижу я —
Остановимся, друзья!
Что-то тихо на этом острове (слышен шум моря). Дима, прислушайся, что ты слышишь? Дима.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи — мы их точно знать должны!
К-клокочет, г-гогочет, х-хохочет, с-свистит,
3-звенит, ш-шуршит, ж-жужжит, р-рычит.
Звуки в слове исчезают, снова появляются,
Звуки слово изменяют, сами изменяются.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем, пишем их старательно!
Капитан. Смотрите, кто плывет? Кот! Это невероятно! Такого не может быть: кот по морю плывет? У него в лапках какие-то картинки. Ясно, его нужно расколдовать! Для этого надо по первым звукам сложить слово: краски, обруч, танк — кот.
Входят Кот и русалочки (дети из другой группы).
Кот. Друзей должны мы в школу проводить — веселый танец подарить!
Капитан. Ребята, но ведь коты не плавают. Надо из «кота» сделать «кита». Вот схема слова «кот». Как нам изменить схему слова, чтобы получилось слово «кит»?
Дети отвечают и выполняют задания.
Капитан. Кит выпустил фонтанчик на прощание и уплыл. И нам пора (слышен шум моря)
Полный вперед!
Шторм поднялся в девять баллов,
Только я моряк бывалый!
Необъятна даль морская —
Снова остров замечаю.
Добраться сюда было очень непросто.
Друзья, так ведь это же
Буквенный остров!
Выбегают Клепа и Ириска.
Клепа.
АБВГДейка, АБВГДейка,
Здесь и учеба и игра.
Ириска.
АБВГДейка, АБВГДейка,
Азбуку детям знать пора.
Капитан. Правильно, Клепа! Правильно, Ириска! Дети, которые собираются идти в школу, должны знать азбуку. А что это за странные деревья на вашем острове : вместо листьев — буквы?
Клепа. Даю задание: с завязанными глазами отгадайте буквы.
Дети, завязав глаза платками или шарфами, отгадывают буквы и составляют из них слова (родители помогают) — кто больше придумает слов. Можно разделиться на две команды.
Капитан. Молодцы, ребята! Они не только знают буквы, но и умеют читать. А еще и частушки знают.
Дети исполняют частушки.
Тридцать три родных сестрицы —
Писаны красавицы.
На одной живут странице,
Всем ребятам нравятся.
Буквы пишем и читаем,
Их запомнить нужно все.
А живут они, ребята,
На страничках в букваре.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША ( запомни: МАША)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе — ТЫКВА,
СО и ВА, итак — СОВА.
Капитан. Спасибо, Клепа! Спасибо, Ириска! Хорошо на вашем острове, но нам пора. Плывем дальше. (Слышится шум моря.)
Необъятна даль морская —
Снова остров замечаю.
Кто-то на песке сидит
И с тоской на нас глядит.
Входит Робинзон с пластиковой бутылкой в руках.
Капитан. Здравствуй, Робинзон. Что это за предмет у тебя?
Робинзон. Не знаю, нашел на песке.
Капитан. Дети, что это?
Дети. Это пластиковая бутылка.
Капитан. Там какая-то записка. (Открывает бутылку, достает записку и разворачивает ее.) Ребята, здесь загадки. Попробуйте отгадать.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рас-сказывает.
Дети. Это книга.
Капитан. Черные птички на каждой страничке, кто их знает, тот прочитает.
Дети. Это буквы.
Капитан (читает дальше). Отгадал загадку — выложи отгадку. Каждая буква должна быть не такой, как другие.
Дети и родители делятся на две команды. Перед ними два столика с принадлежностями для изготовления буквы.
Буквы можно вырезать из бумаги, вылепить из пластилина, скрутить из проволоки, выложить из семян или из ниток. Изготовив нужные буквы, первая команда выкладывает из них слово «книга», вторая — слово «буквы».
Капитан проверяет выполнение задания, отмечает скорость, оригинальность, правильность.
Капитан. Молодцы, все отлично справились с заданием! Проводится музыкальная игра (по выбору педагога).
Капитан. Друзья, а не пора ли нам дать телеграмму в детский сад — сообщить, что у нас все в порядке? Робинзон, напиши, пожалуйста, телеграмму.
(Робинзон приносит телеграмму, написанную сплошным текстом: «Все хорошо. Плывем к островам»)
Капитан. Ребята, телеграфист не примет такую телеграмму, ее надо правильно написать и зашифровать в схему.
Дети читают, определяют, разбирают, сколько слов в предложении. Затем разрезают сплошной текст на отдельные слова, чертят на доске схему, «отправляют телеграмму». (Скороговоркой передают друг другу. Родители помогают им.)
Капитан. Вот как быстро улетела телеграмма.
Мы прошли немало миль,
Море стихло, полный штиль.
После бури и скитаний
Ждет нас остров — остров Знаний.
Это главный из островов Правильной речи.
Выходит королева островов Правильной речи, встречает детей.
Королева. Здравствуйте, дети! Я следила за вашим плаванием, вы отлично справлялись с заданиями, и я со всей ответственностью заявляю вам: вы готовы идти в первый класс с хорошей, чистой, правильной речью.
Капитан. Наши дети целый год готовились, занимались, старались. Настя, расскажи, пожалуйста, Королеве.
Настя.
Каждый день всегда, везде — на занятиях, в игре —
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.
И легко нам говорить, и не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно, говорим — и всем понятно!
Королева. Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились! У меня есть для вас подарки. Они лежат в сундуке. Попробуйте их найти — вот вам точка отсчета. А теперь сделайте три шага влево, пять вправо. (Выполнив задание, дети находят сундук с кладом.)
Капитан. Спасибо большое. Счастливо оставаться, Королева! Матросы, все по местам!
Отправляемся, друзья.
Возвращаться нам пора.
А чтоб было интересней,
Запевайте дружно песню!
Дети поют песню (по выбору музыкального руководителя).
Детям раздают воздушные шары.
Ребенок.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные шары.
Дети танцуют свободный танец под веселую музыку, подбрасывая шары.
Капитан. Вот мы и вернулись в детский сад.
Дорогие наши дети!
Вам сегодня мы желаем
Всем счастливого пути,
Чтобы трудные преграды
Вы легко могли пройти.
Чтобы солнышко светило,
Чтобы небо мирным было,
Чтоб росли вы крепышами,
Чтобы все гордились вами!
Какие же подарки приготовила вам Королева островов Правильной речи? (Открывает сундук и вручает детям «паспорта первоклассников».)
Счастливого пути! А я остаюсь в детском саду — буду ждать других ребят.