Папки-передвижки

Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка

Иван Зирюкин
Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка

Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья особенно остро встает в дошкольном возрасте. Снижение показателей здоровья – это производные пассивного образа жизни и ухудшение экологической ситуации в мире. В связи с этим активизируется поиск подходов для формирования физических качеств и оздоровления дошкольников, развития познавательных и умственных способностей. Многие ученые (Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, А. Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Изучение методической литературы, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в детском саду позволили найти новые решения и возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

Публикация «Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка» размещена в разделах

Детский туризм позволяет легко решать задачи социализации личности ребенка, осуществлять нравственно-экологическое воспитание. Не случайно большая значимость простейших туристических походов для разностороннего развития дошкольников отмечена во многих исследованиях В. Я. Лыковой, Л. В. Кармановой, Н. И. Бочаровой, Н. А. Казимирской. Анализ имеющихся исследований показывает, что именно ценности: личностные, национальные, государственные, семейные, общечеловеческие должны стать фундаментом, на котором происходит формирование культуры здорового образа жизни.

Идеи дошкольного туризма реализуются в двух направлениях:

- внедрение элементов туризма в педагогический процесс в течение учебного года. Создано методическое пособие, которое содержит практический материал, позволяющий творчески подходить к организации образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями. Пособие включает три модуля: виртуальный туризм, спортивное ориентирование и туристические походы и прогулки.

- распространение дошкольного туризма в летний период. В 2021г разработан эко-туристической проект «ТопоТропа». Данный проект имеет успех среди всех участников образовательного проекта в силу востребованности заявленных идей и грамотной творческой реализации. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.

Цель проекта: создание условий для укрепления физического, психического и социального благополучия дошкольников и их родителей.

Мероприятия проекта предполагают еженедельную смену тематики и разнообразие форм взаимодействия. Проект состоит из нескольких блоков, в каждом из которых решаются определенные задачи. Проект «ТопоТропа реализуется в форме увлекательных путешествий и уникальных квест-походов. За одно такое путешествие дошкольники получают дозированную информацию из различных модулей проекта, что позволяет комплексно влиять на формирование у малышей основ здорового образа жизни.

Любое путешествие начинается с подготовки. Школа Топы Тропыча- это центр обучения элементарным туристическим навыкам. Здесь ребята знакомятся с компасом, картой, снаряжением, простыми способами ориентирования на местности и правилами поведения в природе.

Погода – важный фактор удачного путешествия. Определять погодные условия дошкольники учатся в метеостанции. Если погодные явления благоприятные – значит, идём выбирать маршрут!

В туристическом бюро можно определить желаемое направление. Это такие модули проекта, как:

- мини-музей, где ребята могут попасть на этноэкскурсию в «Кубанское подворье», познакомиться с традициями и обычаями прошлого;

- центр «Спасайкин»- знакомство с основами безопасности жизнедеятельности и профессиями, связанными со спасением людей (например, экскурсия по пожарной машине или правила безопасного путешествия в поезде);

- фаунтека «Музыка природы»- знакомство со звуками живой и неживой природы. Ребята расширяют представление об окружающем мире, учатся понимать, какие звуки могут таить опасность, как действовать при приближении опасных звуков, а какие, наоборот, - доставляют радость, удовольствие, успокоение;

- фитнес- тур «Zumba», где ребята могут зарядиться бодростью, повысить физические качества и выносливость;

- кафе «Лакомка»- центр знакомства с правильным питанием и основами организации общественного питания. Здесь дошкольники могут применить полученные знания, организуя сюжетно-ролевые игры, примеряя на себя роль повара, официанта, продавца, гостя.

Какой же поход без привала! Палаточный городок всегда рад гостям – импровизированный костёр, карематы, палатки. Привал это место отдыха, душевного единения и тепло костра. В тени деревьев приятно послушать историю, спеть под гитару, поиграть.

Из путешествия мы все привозим домой сувениры и впечатления. В центре творчества «Сувенирная мастерская» дети превращаются в мастеров-ремесленников, скульпторов или художников. Здесь они могут научиться некоторым ремеслам (например, бондарству, лозоплетению) или выразить свои эмоции в рисунке, аппликации, поделке. За работу ребята получают плату- местную валюту «тропарики». Все изделия «Сувенирной мастерской» попадают на прилавок «Экологической ярмарки». Ярмарка начинает работу вечером, мамы и папы могут увидеть творчество своих детей, а ребята купить на заработанные тропа рики любую понравившуюся вещь.

Все события недели, реализуемые в рамках эко-туристического проекта «То поТропа», освещаются в телепередачах медиа-центра «Родники». Репортёры, операторы и телеведущие – сами дети.

Дошкольный туризм- хорошее средство познавательной мотивации и двигательной активности, потому что ориентирован на интерес и увлечения детей и родителей. Так, узнав, что среди контингента родителей есть семьи, увлекающиеся байкерством, педагоги организовали веломотопробег в детском саду. Байкеры возглавили колонну веломотопробега на мотоциклах, а ребята и педагоги – на велосипедах и самокатах. Маршрут пролегал по территории дошкольного учреждения с остановкой в палаточном городке. Во время привала байкеры познакомили детей со специальной экипировкой для мотоциклистов, вспомнили с ребятами правила дорожного движения. Дошкольники до самого вечера обсуждали подробности пробега и делились впечатлениями с родителями.

Неоспоримо, что туристические прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а так же комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Турпоход – это всегда положительные впечатления, радостное общение, творчество, эмоциональный баланс, что тоже является немаловажным аспектом оздоровления. Эко-туристический проект «ТопоТропа» позволяет решать не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и задачи воспитания всех интегративных качеств личности дошкольников.

Проследить результативность реализации работы по дошкольному туризму со старшими дошкольниками позволяет педагогическое обследование, составленное на основе разработок разных авторов. Цель – выявление знаний, простейших туристических умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни.

Итогом реализации систематической работы по дошкольному туризму за прошедший год явилась положительная динамика общего состояния здоровья детей. По сравнению с прошлым годом уровень заболеваемости дошкольников снизился на 7, 2 %. Увеличилось количество детей с высокими показателями физических качеств, произошло повышение теоретических знаний в области основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. У 43% воспитанников появились полезные привычки (активный отдых, здоровое питание, гигиена). Увеличилось количество семей, участвующих в мероприятиях дошкольного учреждения.

Таким образом, система работы по дошкольному туризму со старшими дошкольниками не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создавать и использовать в ДОУ новые формы и методы работы с детьми по формированию элементарных навыков укрепления здоровья, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщать дошкольников к здоровому образу жизни и всесторонне развивать личность ребенка.

Литература:

1. Чеменева А. А, Мельникова А. Ф., Волкова В. С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова. — 2-е изд. — М. : ООО «Русское слово — учебник».

2. Завьялова, Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 10:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Иван Зирюкин (УИ 3083498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД