лена Богданова
Дошкольники-волонтеры — новая форма социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из современных инновационных форм работы с социумом в дошкольном образовании является волонтерская деятельность.
Волонтерство - это деятельность, направленная на различные виды помощи и взаимопомощи.
Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств: милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений.
Публикация «Дошкольники-волонтеры — новая форма социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одним из видов волонтерской деятельности в нашем детском саду является социальная акция.
Основная цель социальных акций - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
При разработке и подготовке социальной акции ставим перед собой следующие вопросы:
- на решение какой проблемы будет направлена социальная акция;
- кто является ее целевой группой;
- какова цель социальной акции, и какие задачи она решает;
- когда и где проходит социальная акция : на улице или в учреждении;
- совместно с кем;
- какова форма социальной акции : концерт, уличное действие и т. п.
- как подготовить и провести социальную акцию?
Каждая акция состоит из трех основных этапов:
• подготовительный этап – мотивация детей к деятельности;
• основной этап - планируемые действия;
• аналитический этап - подведение итогов.
Подготовительный этап: Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.
Основной этап - реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях, чаще всего заканчивающиеся сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров и др.). Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка, галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки. Одним из важных условий любой акции обязательное привлечение родителей к ее подготовке и проведению.
Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях.
Примеры волонтерского движения в старших группах :
• Привитие культурно — гигиенических навыков: дети старшего дошкольного возраста учат детей младшего дошкольного возраста правильно мыть перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; а также помогают малышам одеваться в определенной последовательности;
• Трудовая деятельность: помогают поддерживать порядок в группе, а также формируют у малышей бережное отношение к игрушкам и книгам, оказали помощь в реставрации книг; показывают, как ухаживать за растениями в уголке природы; оказание помощи в сервировке столов;
• Театрализованная деятельность: показ разных видов театров (пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр ложек, игра драматизация);
• Образовательная деятельность: рассказы маленьких волонтёров на разную тематику (о родном городе, о безопасном поведении на дороге, улице, о транспорте и т. д.); помощь воспитателю младшей группы в проведении непосредственной образовательной деятельности: подготовка к занятиям, в проведении занятий, помощь детям на занятиях.