Наталия Жекова
Роль познавательных процессов в подготовке к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который
надо зажечь.
Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые, в дальнейшем учитель может успешно решать задачи обучения, но обучение в школе невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен уметь целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что дошкольник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, а огнем развитая познавательная сфера.
Темочки:
Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития познавательных процессов, заявляют о себе уже в первый год школьного обучения. В связи с этим тактика выжидания или игнорирования имеющихся у детей признаков неблагополучного развития познавательной сферы в надежде, что «всё к моменту поступления в школу образуется», «пройдет само собой» совершенно ошибочно приводит лишь к усугублению неблагополучий в развитии. При поступлении в школу на уроках такие дети испытывают большее, по сравнению с другими детьми класса, напряжение при овладении школьными знаниями и навыками, нередко они отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают нервно-психические срывы. Поэтому чрезвычайно важно, ещё до начала обучения выявить нарушения в развитии познавательных процессов и проводить с такими детьми развивающе -коррекционную работу. Развивать познавательные способности ребенка – это не значит дать ему «готовые» знания, умения и навыки, речь, прежде всего идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у будущего школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.
Жекова Н. Н. педагог –психолог
МБДОУ детского сада №14
г. Донецка Ростовской области