Сысоева Татьяна
Дошкольная образовательная организация и семья — единое воспитательно-образовательное пространство для детского развития
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
В дошкольном возрасте родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка, поэтому важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали ему добиться нужного результата.
Проблема взаимодействия детских дошкольных учреждений с семьей очень актуальна.
Публикация «Дошкольная образовательная организация и семья — единое воспитательно-образовательное пространство для детского развития» размещена в разделах
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их тонкого общения и взаимодействия.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им :
• преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
• относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное — не норматив, а личностные достижения каждого;
• знать его сильные и слабые стороны и учитывать их;
• проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Но на практике происходит следующее: с одной стороны родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей, с другой стороны большинство семей озабочено решением проблем экономического и физического выживания, поэтому многие родители устраняются от решения
вопросов воспитания и развития ребенка. Преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Одна из главных задач педагогов - создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Например, формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей, выпуск предметных газет и т. д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, фильмов, праздников, соревнований, конкурсов, КВН, экскурсионных поездок. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и т. п. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. д.
Формы активизации - диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги.
Индивидуальная форма взаимодействия педагогов и родителей -беседа педагога с родителями по проблемным вопросам воспитания и обучения ребенка
Наглядные формы — библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, уголки для родителей и др.
Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например: «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
В настоящее время все чаще дошкольные учреждения стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Конференции проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
Таким образом, можно выделить следующие формы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей : «круглый стол», викторины, дни открытых занятий, конференции, диспуты, дискуссии, совместные праздники, конкурсы, творческие отчеты, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, выпуск газеты, фотовыставки, видеофильмы, индивидуальные работы с родителями по вопросам воспитания обучения ребенка.
Когда родители активно участвуют в жизни группы, то меняются детско-родительские отношения. Большинство родителей отмечают, что почувствовали изменения в своих отношениях с детьми, более глубокое понимание своего ребенка, эмоциональную отзывчивость. Дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, внимательными, дружелюбными, не говоря уже об успехах в развитии всех психических процессах. Улучшились отношения в семье, семьи стали более сплоченными, эмоционально близкими. Родители научились интересно и с пользой проводить свободное время и семейные досуги вместе с детьми. Такое тесное взаимодействие с родителями помогает налаживанию доверительных, партнерских отношений между воспитателями и родителями, повышает интерес родителей к жизни детского сада (они активнее включаются в педагогический процесс, с большим пониманием относятся к просьбам об оказании помощи, а у воспитателей, в свою очередь, повышается интерес к каждой конкретной семье. С каждой новой встречей появляется необыкновенное чувство открытости, радости, словно открывается дверь в мир взаимопонимания, взаимоуважения, мир добра и любви.
Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее -воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Задача каждого дошкольного учреждения растить детей здоровыми, сильными, эмоционально устойчивыми. Этому способствует общение детей и родителей, участие в спортивных соревнованиях и массовых играх.
Если использовать выше перечисленные формы, то у родителей появиться опыт совместной деятельности с детьми, установятся взаимопонимания между родителями, детьми и воспитателями.
А тесное сотрудничество педагогов и родителей, позволит лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.