Юлия Землянова
Образовательная деятельность в старшей группе «Дорогая моя столица»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Землянова Ю. И.
Образовательная деятельность в старшей группе по теме :
«Дорогая моя столица»
Цель: формирование представлений о Москве, как о главном городе нашей страны. Систематизация знаний о столице России.
Задачи:
Обучающая: уточнить и систематизировать знания о столице России. Расширять и активизировать словарный запас, формировать свободное общение.
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе „Дорогая моя столица“» размещена в разделах
Развивающая: развивать умение слушать и выполнять задание на основе словесной инструкции, побуждать использовать в речи сложные предложения, развивать речевую деятельность, внимание, память, мышление.
Воспитывающая: способствовать формированию гордости за свою Родину.
Методы и приемы:
Словесный (вопросы к детям, беседа, поощрение);
Наглядно-демонстрационный (иллюстрции)
Игровой (создание игровой ситуации);
Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности);
Приё мы: игровые, беседа, вопросы, физкультминутка, гимнастика для глаз, приёмы привлечения и сосредоточения внимания, активации самостоятельного мышления.
Технологии: здоровьесберегающие технологии; личностно - ориентированные технологии; социоигровая технология.
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: столица, Родина, достопримечательность, государство, герб, флаг, гимн, символ.
Оборудование: иллюстрации достопримечательностей Москвы, древнего Кремля, портрет Президента, карт России, изображение герба и флага, запись гимна.
Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи детям по мере необходимости (показ, объяснение, уточнение)
Ход образовательной деятельности.
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Педагог: Ребята, подходите ко мне и становитесь в круг, давайте друг друга поприветствуем. (все вместе проговаривают приветствие)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вот мы и познакомились.
Педагог:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
(Н. Кончаловская "Наша древняя столица")
Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия). А кто знает, что такое Страна? (Это города, сёла, леса, поля, реки, горы.) А какой назовет главный город в нашей страны? (Москва!
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Давайте вместе с вами посмотрим на карту России. Посмотрите, какая она могучая, огромная. Кто сможет назвать, какая еще наша Родина? (любимая, родная, прекрасная, бескрайняя, богатая, красивая.)
Действительно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса. А кто знает, как называется наша Родина?
Молодцы, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. А вы знаете, почему у нее такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Сейчас мы с вами совершим путешествие по Москве. Вы познакомитесь с историей ее возникновения, с ее достопримечательностями, государственными символами.
Есть на планете голубой
Такой прекрасный город,
Где бой курантов над рекой
Всем бесконечно дорог.
Здесь над кремлевскою стеной
Звезда горит, сияет.
Моя Москва, мой дом родной
Пусть все об этом знают.
Гимнастика для глаз.
- Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно : влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Москва - самый большой, древний город России. Много лет назад на месте Москвы были леса, реки. На этом месте селились люди - образовались села. Князь Юрий Долгорукий объединил все эти села и на их месте построил деревянную крепость. И назвал ее по имени реки - Москва, что протекала рядом. Сначала Московский Кремль был построен из дерева. Но, так как, дерево очень легко загорается, то Кремль много раз горел. А ещё случалось, что на русские города нападали враги. Тогда решено было построить Кремль из белого камня. И стала Москва-белокаменная. А потом через 100 лет Москву построили новые стены из красного кирпича. (весь рассказ сопровождается иллюстрациями).
История Москвы отражается в её гербе. Вспомните, что такое герб?
Герб - это знак. Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищает от вражеского копья и меча. Русскому народу часто приходилось бороться с разными врагами и поэтому, изобразив на гербе воина, население хотело сказать всем врагам: «Лучше на нас не нападайте. Мы будем защищать свой город и всё равно победим»! Что ещё вы видите на гербе? (Змея). Как вы думаете, что он обозначает? Русский народ так изобразил врага страшного и злого. Русский воин убивает копьем змея, а конь топчет его копытами. Всадник на коне - это не просто воин, это святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, народ собирался в церкви и молился, прося победы для своих воинов. Люди верили, что святой Георгий может помочь воинами молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нападения.
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем : тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте, с высоким подниманием ноги
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо-влево
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
У каждого народа есть не только герб, но и гимн, в котором народ славит свою страну, свой город. Есть такой гимн и у Москвы. Слова к нему написал поэт Марк Лисянский, а музыку композитор Исаак Дунаевский. Давайте послушаем его.
Над правительственными зданиями развевается флаг – символ государственной власти. Назовите цвета российского флага и, что эти цвета обозначают.
- Белый цвет – мир и чистота совести.
- Синий – небо, верность и правда.
- Красный – огонь и отвага.
Посмотрите, современный Кремль насчитывает 20 башен. Каждая из них имеет своё название. Самая знаменитая - Спасская башня. На ней расположены самые большие часы - куранты, по которым мы сверяем наше время.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Вот подошло к концу наше путешествие. Что вы узнали нового о Москве? Назовите столицу нашей Родины. Назовите цвета российского флага. Кто является основателем Москвы. Что изображено на московском гербе? Как называется башня, на которой находятся главные часы страны.
Ребята, понравилась вам Москва? Я думаю, что когда вы подрастете, то те, кто не был еще в Москве, то обязательно побывает в этом замечательном и историческом городе.