Раиса Викторовна Нарваткина
Программа дополнительного образования «Ты словечко, я словечко» Обучение детей 5–6 лет посредством знакомства с фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Дополнительного образования
«Ты словечко, я словечко»
Обучение детей 5-6 лет через знакомство с фольклором
Пояснительная записка
Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на детей 5–6 лет (старшая группа). В этом возрасте дети имеют разный уровень подготовки к самовыражению, но очень любознательные, эмоциональные, чрезмерно подвижные, хорошо рисуют, многие умеют читать. Хотя для детей в этом возрасте ведущей является игровая деятельность, но необходимо готовить детей и к условиям школы, поэтому некоторые занятия построены в организационно – деятельностном режиме, который позволяет поддерживать интерес, дает возможность детям мыслить, творить, познавать.
Публикация «Программа дополнительного образования „Ты словечко, я словечко“ Обучение детей 5–6 лет посредством знакомства с фольклором» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Содержание программы основано на знакомстве с разными жанрами устного народного творчества. Программа предусматривает проведение 2 занятия в неделю, продолжительность 25 минут. Успешное усвоение программы требует от воспитателя умения создавать благоприятный психологический климат, обладать коммуникативными качествами, соблюдать речевые нормы, владеть невербальными средствами общения (мимика, жесты, художественными навыками, обладать высокими нравственными качествами. Воспитатель должен помочь детям осознать, что в ходе общения люди делятся своими мыслями, радостями, заботами, знаниями: совершенствовать устную речь, активизируя и обобщая словарный запас детей, помочь реализовать свою индивидуальность в речи, выбрать определенную манеру общения. Подвести детей к пониманию того, что общение – двухсторонний процесс, что нужно уметь не только говорить, но и слушать других.
Но помочь ребенку стать коммуникабельным человеком можно только тогда, когда усилия дошкольного учреждения и родителей соединяются. Напоить – накормить и одеть ребенка – это выполняют почти все, но вот посидеть рядом, помочь или поговорить о том, что радует, огорчает, тревожит, могут не все – не видят в этом необходимости. Поэтому обучение риторике в детском саду должно проходить в тесной связи с родителями. Предполагается закрепление риторических умений дома в общении с родителями, которым предлагается вести дневник: «Мысли вслух», куда записывать то, о чем ребенок говорил, какие вопросы задавал, что вспоминал. Это своего рода диагностика развития ребенка при обучении риторике.
Обучение риторике по данной программе усиливает мотивации детей к собственному речетворчеству, развивает творческое воображение.
К программе прилагаются планы – занятий по риторике.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ :
Помочь детям научиться:
• Мыслить;
• Рассуждать;
• Внимательно относиться к звучащему слову, вживаться, всматриваться в слово;
• Выслушивать друг друга;
• Пользоваться диалогической и монологической речью;
• Воспринимать на слух небольшой текст;
• Выявлять непонятные слова в тексте, фантазировать на тему об их происхождении;
• Пересказывать текст;
• Содержательно и аргументировано отвечать на вопросы;
• Задавать вопросы;
• Правильно строить предложения;
• Инициативно высказываться;
• Принимать участие в групповых беседах;
• Рассказывать об увиденном или услышанном;
• Использовать прием фантастических гипотез;
• На основе образца строить собственные короткие тексты;
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
К концу года дети должны обладать следующими умениями и навыками:
Находить точные, образные слова для выражения своих мыслей и чувств;
Рассуждать, последовательно выражать свои мысли словами;
Внимательно слушать собеседника;
Вести диалоги в различных бытовых ситуациях;
Высказываться на тему из личного опыта и строить собственные короткие тексты для различных результатов и в разных риторических жанрах;
Составлять рассказы по картине;
Пересказывать услышанный текст;
Правильно задавать вопросы и содержательно отвечать на них;
Фантазировать; Освоить некоторые упражнения по технике речи.
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Общее количество уч. часов Теоритические Практические
1 «Вместе весело шагать» 50 1 1
2 «Слышать, слушать, внимать» 50 1 1
3 «В гостях у звуков и слов» 1ч 40м 2 2
4 «В стране скороговорок» 50 1 1
5 «О чем расскажут мимика и жесты» 50 1 1
6 «Поишем и найдем волшебные слова» 2ч 05м 3 2
7 «Сказочная страна» или «В гостях у сказки» 2ч 30м 3 3
8 «Спешу поздравить» 2ч 05м 3 2
9 «Азбука сочинительства» 2ч 05м 3 2
10 «Моя вообразилия» 50 1 1
11 Итоговое занятие игра «В дружбе с риторикой» 25 1
Итоги часов 14ч 20 16