Ирина Уткина Валерьевна
Дополнительная программа художественно-эстетической направленности «Маленькие волшебники» для детей 5–7 лет
▼ Скачать
1. Пояснительная записка
Направленность программы - художественно-эстетическая.
1.1. Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Публикация «Дополнительная программа художественно-эстетической направленности „Маленькие волшебники“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
1.2. Новизна и отличительная особенность программы
Программа «Маленькие волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Обучение по дополнительной общеобразовательной программе проходит в дистанционном режиме, предусматривает включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
1.3. Цель и задачи
Цель:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Задачи:
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
1.4. Принципы, лежащие в основе программы
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
Наглядности (иллюстративность);
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в дистанционном формате, реализация собственных творческих потребностей,
Принцип успеха (каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности). Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
1.5. Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные,практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей,
2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий,пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
1.6. Ожидаемые результаты
Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога и родителя продумывать композицию своей работы;
Усваивают способы практической работы с различными материалами;
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка;
Владеет приемами работы с различными материалами;
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ;
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
2. Содержательный раздел
2.1. Организационно-педагогические условия
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 5-7 лет.
Срок реализации: 8 недель.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут в вечернее время.
Наполняемость группы: до 15 человек.
Формы организации деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная - он-лайн и оф-лайн (обучение по дополнительной общеобразовательной программе проходит в дистанционном режиме, предусматривает включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс).
Структура занятия:
1). Обучающая: по длительности – 1/3 общего времени занятия.
2). Творческая: по длительности: 2/3 общего времени занятия.
2.2. Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
«Работа с бумагой и картоном».
«Работа с тканью и нитками».
«Работа с природным материалом».
«Работа с пластилином и/или соленым тестом».
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие : формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физ-минутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
2.3. Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Планируя занятия нужно выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
«Работа с бумагой и картоном».
«Работа с тканью и нитками».
«Работа с природным и бросовым материалом».
«Работа с пластилином и/или соленым тестом».
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
2.4. Методическое обеспечение программы
Техническое обеспечение:
Компьютер (ноутбук)
Микрофон
Веб-камера
Колонки
Проектор
Экран для проектора
Аудиозаписи
Используемый материал для работы с детьми:
Бумага (писчая, цветная, самоклеящаяся);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (крупа манная, разные виды макаронных изделий);
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (скотч, ткань, нитки и др.);
Клей, пластилин/ соленое тесто, ножницы;
Кисти;
Демонстрационный материал:
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ.
Художественная литература
3. Организационный раздел
3.1. Сроки реализации программы
Программа «Маленькие волшебники» адаптированная, кратковременная, художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы 2 месяца. Занятия проводятся с детьми 5-7 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий 1 группа за 2021 год – 8, за 2 группа 2022 год –8.
Время занятий составляет: 25 мин.
Дата/Возраст детей Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество занятий в год
1 группа 5-7 лет 25 мин. 1 раз 8
2 группа 5-7 лет 25 мин. 1 раз 8
4. Этапы работы. Форма аттестации.
1 этап – Подготовительный:
Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка, подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д. ;
2 этап – Основной:
Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; мастер-класс.
3 этап – Заключительный:
Онлайн-выставка и обсуждение детских работ, публикация результатов в паблик VK.
Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.
5. Учебный план
№ Наименование
Раздела Количество занятий
1 Работа с бумагой и картоном 2
2 Работа с природным материалом 2
3 Работа с пластилином и/или соленым тестом. 1
4 Работа с тканью и нитками 2
5 Итоговое мероприятие: выставка- обсуждение 1
Итого: 8