Анна Хорькова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажные фантазии» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
«Бумажные фантазии»
на 2018 – 2019 учебный год
Составители:
Хорькова Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования
Хорькова Анна Васильевна,
педагог дополнительного образования
Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка….3
Темочки:
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
1.2. Цель и задачи программы…. ….4
1.3. Содержание программы…. …. 4
1.4. Учебный план…. …. 5
1.5. Планируемые результаты…. …. 7
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график…. …. 7
2.2. Условия реализации программы….…. 9
2.3. Оценочные материалы…. 9
2.4. Методические материалы…. 10
2.5. Список литературы…. 12
Раздел 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии» (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049- 13);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Постановление Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 года № 900-ПП "Об утверждении стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025";
- Положение о дополнительных общеобразовательных программах - дополнительных общеразвивающих программах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Умка»;
- Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 3.
Программа «Бумажные фантазии» является дополнительной образовательной программой художественной направленности для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год.
Актуальность создания Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 3.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Таким образом, подтверждается педагогическая целесообразность данной программы.
Новизна программы состоит в том, что на уровне образовательной организации объединены разные техники бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, аппликация).
Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, посещающие МБДОУ № 3.
Состав постоянный, набор обучающихся свободный.
Срок реализации программы один год.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, ориентирован на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня.
Год обучения: 68 часов, 2 раза в неделю.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25 минут для детей старшей группы от 5 до 6 лет и 30 минут для детей подготовительной к школе группы от 6 до 7лет и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Формы организации образовательного процесса: групповая, работа в парах, индивидуальная.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы : всестороннее развитие личности детей в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи программы :
Образовательные:
- Познакомить детей с основами конструирования из бумаги;
- Совершенствовать умение детей работать с бумагой, используя различные приемы (складывание бумаги, симметричное вырезание, скручивание полосок бумаги и т. д. ;
- Закрепить основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ;
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
- Развивать образное восприятие, творческую активность;
- Расширять коммуникативные способности, умение работать в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству;
- Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
- Воспитание трудовой культуры воспитанников.
1.3. Содержание программы
1. Аппликация
Теория: История аппликации. Знакомство с видами и технологиями аппликаций (плоская, симметричная, модульная). Материал и образ. Простейшие приёмы обработки материалов для создания образа.
Практика: Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации.
2. «Волшебные комочки»
Теория: Знакомство с данной техникой, ее применением, со способом изготовления «комочков».
Практика: Складывание салфеток, их разрезание. Смятие салфеток в комочки. Приклеивание комочков на контур, заполнение контура.
3. Конус
Теория: Знакомство с геометрической фигурой. Область применения конуса в окружающем мире, в творчестве. Разнообразие поделок.
Практика: Приемы изготовления конуса из картона. Дополнение элементами до образной поделки.
4. Оригами
Теория: Знакомство с оригами. Термины, принятые в оригами. Условные обозначения на схемах. Приемы чтения схем оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Практика: Складывание простых форм из бумаги. Чтение схем, демонстрирующих процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями.
5. Квиллинг
Теория: История возникновения техники квиллинга. Основные правила работы. Разметка. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.
Практика: Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление поделок в технике квиллинг.
6. Торцевание
Теория: Знакомство с техникой обработки бумаги – торцевание. Виды торцевания. Виды торцовочек и их изготовление. Размещение деталей по выбранному силуэту. Особенности торцевания на пластилине.
Практика: Изготовление поделок, открыток, сюжетных композиций в технике торцевание.
7. Папье – маше
Теория: Что такое техника папье – маше. Способы изготовления изделий из папье - маше. Материалы для изготовления изделий из папье – маше).
Практика: Изготовление изделий в технике папье – маше.
1.4. Учебный план
№ п/п Название раздела, техники Количество часов Содержание деятельности
Всего в том числе
теория практика
1. Волшебная бумага 2 1 1
-Познакомить детей со свойствами бумаги : мнется, рвется, складывается и т. д;
-Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.);
-Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага;
-Развивать творческое воображение и фантазию;
-Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
2. Аппликация 9 1 8
-Формировать практические навыки работы с бумагой;
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;
-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца
3. «Волшебные комочки» 9 1 8
-Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек;
-Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек;
-Показать детям способы применения бумажного комочка : поделка на бумаге, объемная поделка;
-Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.
4. Конус 9 1 8
-Познакомить детей с объёмными игрушками на основе конуса.
-Развивать интерес к художественному творчеству;
-Развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию;
-Воспитывать аккуратность в работе
5. Оригами 9 1 8
Познакомить детей с «оригами».
-Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
-Развивать мелкую моторику руки
6. Квиллинг 9 1 8
-Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг;
-Показать основные приемы;
-Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации;
-Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.
7. Торцевание 9 1 8
-Познакомить детей с новой техникой торцевание,
-Научить создавать композиции в данной техникой;
-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;
-Воспитывать интерес к работе
8. Папье-маше 9 1 8
-Познакомить с понятием папье-маше, приемами работы, видами клея;
-Формировать умение накладывать слои бумаги, накладывать рисунок;
-Воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками.
9. По замыслу 2 2
-Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать);
-Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус.
10. Совместное мероприятие с родителями (зачетная работа) 1 1
ИТОГО 68 8 60
1.5. Планируемые результаты
К концу освоения программы воспитанники могут продемонстрировать следующие результаты:
знает:
1. Понятия оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, аппликация;
2. Правила работы в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, аппликация;
3. Свойства различных видов бумаги;
4. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой и правила работы с ними;
5. Технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;
умеет:
1. Самостоятельно выполнять изделия в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, фигурное вырезание, аппликация;
2. Оформлять изделия в соответствии с правилами техники безопасности;
3. Самостоятельно составлять композиции из бумаги;
4. Правильно организовывать и планировать работу.
2. Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п Месяц Неделя Раздел Кол-во часов
Тема занятия Форма занятия
Сентябрь 1 1
1 Волшебная бумага Теория
Практика
2 Аппликация 1
1 Виды аппликаций Теория
Осенний лес Практика
3 2 Аквариум Практика
4 2 Белочка с орехами Практика
Октябрь 1 2 Мой поселок Практика
2 Волшебные комочки 1
1 По замыслу
«Волшебные комочки» Практика
Теория
3 2 Солнышко Практика
4 2 Забавные животные Практика
Ноябрь 1 2 Салют Практика
2 2 Открытка к дню матери Практика
3 Конус 1
1 «Конус»
Лисичка Теория
Практика
4 2 Пингвин
Цветок Практика
Декабрь 1 2 Герои сказок Практика
2 2 Львенок Практика
3 Оригами 1
1 Дорожные знаки
«Оригами» Практика
Теория
4 2 Новогодняя открытка Практика
Январь 1 2 Лягушка
Собачка Практика
2 2 Новогодние игрушки Практика
3 2 Елочка Практика
4 Квилинг 1
1 «Квилинг»
Капелька Теория
Практика
Февраль 1 2 Снежинки Практика
2 2 Снегири на ветке Практика
3 2 Открытка для папы Практика
4 Торцевание 1
1 Снеговик
«Торцевание» Практика
Теория
Март 1 2 Цветок в горшочке Практика
2 2 Зонтик Практика
3 2 Цветик-семицветик Практика
4 2 Ветка рябины Практика
Апрель 1 Папье маше 1
1 «Папье-маше»
Фрукты и овощи Теория
Практика
2 2 Планеты Практика
3 2 Чайный сервиз (блюдце) Практика
4 2 Чайный сервиз (чашка) Практика
Май 1 1 Угощения Практика
2 2 По замыслу Практика
3 1 Итоговое Практика
4
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Основное оборудование кабинета дополнительного образования :
- стол для педагога (1 шт.);
- стул для педагога (1 шт.);
- столы для детей (10 шт.);
- стулья для детей (10 шт.);
- ноутбук (1 шт.,
- магнитофон (1 шт.,
- наглядные пособия (альбомы, иллюстрации, фотографии)
- образцы готовых работ;
- схемы последовательного выполнения работы;
- шаблоны;
- материалы и инструменты по количеству детей : наборы бумаги для занятий (цветная и белая бумага для принтера, гофрокартон, газетная, салфетки); карандаши (простые, цветные); ножницы для бумаги, фигурные ножницы; клей (ПВА, канцелярский, клей-карандаш); линейки, стека, бумажное вторсырье.
Информационное обеспечение.
Презентации (PowerPoint) :
- «Бумажные фантазии»
- «Свойства бумаги»
- «Мир оригами»;
- «Искусство квиллинга»;
- «Радужное складывание бумаги».
2.3. Оценочные материалы
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем:
высокий (В) — 3 балла;
средний (С) — 2 балла;
низкий (Н) — 1 балл.
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла) : имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла) : имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл) : имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
Высокий (3 балла) : имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла) : имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл) : недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла) : проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла) : проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл) : присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла) : регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла) : участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл) : редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий (3 балла) : точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла) : ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл) : не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Протокол диагностического обследования воспитанников (Приложение № 2).
2.4. Методические материалы
Форма обучения – очная.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии:
• технология диалогового обучения;
• игровые технологии;
• технологии развивающего обучения;
• здоровьесберегающие технологии;
• информационно-коммуникативные технологии.
Алгоритм учебного занятия:
Вводный инструктаж (3 - 5 минут).
Объяснение воспитанникам техники безопасности.
1. Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.
2. Рабочую зону стола содержать в чистоте.
3. Внимательно слушать и следить за действиями педагога при объяснении материала.
Самостоятельная работа воспитанников (время на этот этап занятия 20 - 25 минут).
1. Дети повторяют действия педагога, т. е. следят и выполняют последовательные этапы.
2. Запоминают процесс выполнения изготовления.
Текущий инструктаж (во время самостоятельной работы воспитанников).
Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения оригами (презентация).
Заключительный инструктаж (к окончанию занятия).
Подведение итогов: вопросы по теме данного занятия, оценивание изготовленных изделий.
Средства реализации программы
В ходе реализации программы используются следующие средства:
• Художественное слово (на образовательной деятельности применяются загадки, потешки, стихотворения, сказки, придуманные педагогом и детьми истории);
• Живопись (репродукции картин, образцы работ, предметы народно-прикладного творчества, народная игрушка, предметы быта, скульптура).
• Игры.
В работе с детьми применяются игры различного характера, это:
игры художественного развития : «Подбери цвет и оттенок», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка», «Каждый предмет на свое место», «Узнай по описанию», «Волшебные цветы», «Какие цветы похожи по окраске лепестков?», «Радуга - дуга» и т. д. ;
дидактические игры: «Грибная поляна», «Бабочки», «Чудо – цветок», «Снежинки», «Дизайн» - и т. д. ;
графические игры: «Закончи узор», «Узнай предмет», «Бабочки», «Что можно вырезать из бумаги, сложенной вдвое» и т. д.
В образовательной деятельности широко используются произведения классической музыки, это: Иоган Себастьян Бах «Воздух» (из сюиты для оркестра); Людвик Ван Бетховен «К Эльзе», «Романс № 1»; Антонио Вивальди «Концерт для флейты и клавесина», «Альбом «Времена года»; Глинка М. И. «Жаворонок», «Венецианская ночь», «Финский залив», «Песнь Бояна»; Чайковский П. И. «Альбом «Времена года» и т. д.
2.5. Список литературы
Для педагога:
1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, - 2004. - 208: ил.
2. Богатова И. Оригами: цветочные композиции. – М: Мартин, - 2011. – 176: ил.
3. Гаврилова А. Фигурное вырезание из бумаги. – Ростов –на – Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, - 2012. – 192: ил.
4. Дадашова З. Волшебная бумага. – Ростов – на – Дону: Феникс, - 2013. – 95: ил.
5. Дубасова А., Зайцева А. Папье – маше: коллекция оригинальных идей. – М: ЭКСМО, - 2011. – 64: ил.
6. Жукова И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. - М: ЭКСМО, - 2013. – 66: ил.
7. Зайцева А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. - М: Эксмо, 2009, 64: ил.
8. Курочкина Л., Щур Т., Ургард А. Забавные фигурки делаем из гофрокартона. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, - 2012. - 96: ил.
9. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – АСТ –Пресс, - 2011. – 104: ил.
10. Сорокина Т. Техника пейп – арт. – М: «АСТ – ПРЕСС», - 2014. – 88: ил.
11. Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: https://stranamasterov.ru; https://kartonkino.ru; https://podelki-bumagi.ru; https://origamik.ru; https://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj и др.
Для детей :
1. Долженко Г. И. Поделки из бумаги. – Ярославь: Академия развития, - 2011. – 32: ил.
2. Зайцева А. А. Объемный квиллинг: создаем фигурки из гофрокартона – М: ЭКСМО, - 2013. – 64: ил.
3. Иванова Е. П. Поделки из папье – маше. – Харьков: Клуб семейного досуга, - 2011. – 63: ил.
4. Лыкова И. А. Неужели из бумаги : азбука аппликации. – ООО «Карапуз – Дидактика», - 2007. – 45: ил.
5. Проснякова Т. Забавные фигурки: модульное оригами. – М: АСТ – ПРЕСС, 2011. – 104: ил.
6. Юртакова А. Э., Юртакова Л. В. Объемные фигурки животных из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2009. – 62: ил.
Для родителей:
1. Васина Н. Бумажная симфония. – М: Айрис – Пресс, - 2010. – 125: ил.
2. Вырезаем из бумаги. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2011. – 32: ил.
3. Дадашова З. Р. Резные открытки. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2013. – 35: ил.
4. Кабаченко С. Бумажные человечки. – М: ЭКСМО, - 2011. – 64: ил.
5. Ращупкина С. Подарки из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2011. – 62: ил.
6. Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: https://stranamasterov.ru;https://kartonkino.ru; https://podelki-bumagi.ru; https://origamik.ru; https://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj и др.