Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Природа нашей Родины» для детей 5–7 лет

Екатерина Сергеева
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Природа нашей Родины» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

«Природа нашей Родины»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Сергеева Екатерина Викторовна

Заместитель заведующего по УВР

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности „Природа нашей Родины“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это важнейший этап формирования личности ребенка. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру и окружающей действительности. В период дошкольного детства закладывается «фундамент» для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения различных видов деятельности.

В современном мире экологическое воспитание особо актуально, мы живем в мире с развитой промышленностью, в мире где машина есть в каждой семье, развито железнодорожное и авиасообщение, все это и многое другое негативно влияет на экологию. Вследствие чего гибнет флора и фауна нашей планеты.

Россия – самая большая страна в мире. Климатические зоны России состоят почти из всех поясов, которые относятся к континентальному климату. Этим обусловлено многообразие флоры и фауны нашей страны. В России огромное количество рек и озер, а также морей. Берега нашей страны омывают три мировых океана. Также разнообразны и природные ландшафты нашей Родины. Но, к сожалению, ни в одной из программ дошкольного образования нет блока по изучению природы родной страны в целом. Данный блок раскрывается в виде регионального компонента в программах естественно-научной направленности многих дошкольных учреждений, но предметом изучения является многообразие природы данного региона.

Изучение природы России в целом необходимо в целях патриотического и экологического воспитания дошкольников. Ведь зачастую дети (в том числе и школьного возраста) не имеют представления о многообразии природы родной страны. В России большое количество национальных парков и природных заповедников с неповторимой флорой и фауной, большое количество животных, растений и птиц, занесенных в Красную книгу.

В концепцию данной программы заложена работа с физической картой России, размещенной в групповой ячейке. На протяжении 2-х лет, дети будут узнавать и отмечать на карте заповедные зоны и национальные парки, ареалы обитания тех или иных видов животных и птиц, климатические зоны России, места добычи природных ископаемых и памятники природы родной страны.

Имея базовые представления о природе родной страны, мы можем «подтолкнуть» дошкольника к более глубокому изучению данного вопроса в будущем, к формированию экологического самосознания, к желанию беречь и сохранять те уникальные природные богатства, которые есть в нашей стране.

Данная программа имеет естественнонаучную направленность

Целью данной программы является изучение, в доступной для дошкольников форме, многообразия природных и климатических зон России, ее флоры и фауны, природных ресурсов и исчезающих видов животных.

Задачами программы являются :

- формирование осознанно-правильного отношения к представителям живой и неживой природы, навыков экологически-грамотного поведения в природе, формирование навыков бережного использования природных ресурсов;

- формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать окружающий мир;

- развитие общих познавательных способностей: умение описывать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;

- воспитывать гуманно-ценностное отношение детей к природе.

Программа разработана для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп.

Объем и сроки освоения программы

- программа рассчитана на 2 года изучения:

- 1 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);

- 2 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);

- одно занятие в неделю, 36 занятий в год, 72 занятия за весь период обучения;

- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;

- форма обучения очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

- экскурсии в природу;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

- беседы;

- рассматривание картин;

- демонстрация фильмов;

- работа с интерактивной доской.

Планируемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения дети могут:

- ориентироваться в физической карте России;

- знать названия климатических зон России;

- знать названия некоторых регионов России;

- знать ареалы обитания некоторых животных и птиц России;

- знать некоторые национальные парки и заповедники России.

К концу второго года обучения дети могут:

- ориентироваться в физической карте России;

- знать названия климатических зон России;

- знать названия регионов России;

- знать ареалы обитания некоторых животных и птиц России;

- знать национальные парки и заповедники России и указывать их на карте;

- знать основные полезные ископаемые и указывать место их добычи на карте;

- знать основные природные объекты, указывать их местоположение на карте.

Результаты освоения программы

Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив диагностическую карту (см. приложение 1, практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие детей в викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных экологическим темам, детские выставки в детском саду и за его пределами.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Материально-техническое обеспечение:

- стульчики по количеству детей;

- стол для экспериментальной деятельности;

- интерактивная доска;

- физическая карта России;

- Красная книга России

- География России. Полная энциклопедия / Петрова Н. Н. – Москва: Эксмо, 2015. – 256с.

- наглядный и иллюстративный материал;

- ноутбук;

- магнитофон;

- фартуки по количеству детей;

- коллекция камней (1 шт.);

- коллекция минералов (1 шт.);

- дидактические и настольные игры: «Живая и неживая природа»; «Кубики. Животный мир России»; «Съедобные и несъедобные грибы»; «Путешествие по природным зонам России»; «Птичий базар»; «Морские тайны»; «Птицы русского леса»; «Найди следы»; «Жизненный цикл животных»;

- коллекция журналов «Моя страна. Собери карту России»; издатель ООО «Ашет Коллекция».

Кадровое обеспечение: кружковую работу проводят воспитатели данных возрастных групп, прошедшие курсы повышения квалификации на экологическую тематику

Учебный план.

Старшая группа.

1. Вводный блок – 4 часа

2. Растения и животные климатических зон России – 4 часа

3. Интересные факты о природе России – 4

4. Животный мир России – 14 часов

5. Природные ландшафты мирового значения – 10 часов

ИТОГО 36 часов в год

Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 25 минут.

Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц

Содержание изучаемого курса:

СЕНТЯБРЬ

1. Россия – Родина моя. Физическая карта России.

2. Формы земной поверхности.

3. Разнообразие природных зон.

4. Растительный и животный мир России.

ОКТЯБРЬ

1. Растения и животные Крайнего Севера и тундры.

2. Растения и животные лесной полосы.

3. Растения и животные Степей и пустынь.

4. Растения и животные субтропиков.

НОЯБРЬ

1. Север России. Здесь жили мамонты.

2. Северное Сияние

3. Морские птицы

4. Подводные леса.

ДЕКАБРЬ

1. Чудо природы. Касатка

2. Чудо природы. Белый медведь.

3. Обитатели Арктики – белухи.

4. Леса Коми. Лось, росомаха, орлан-белохвост.

ЯНВАРЬ

1. Тихий океан. Сивуч – морской лев

2. Чудо природы. Моржи

3. Ондатра – младший брат бобра.

4. Чудо природы. Пеликаны

ФЕВРАЛЬ

1. Пустыни и полупустыни России. Верблюд, сайгак, джейран

2. Юг России. Енот-полоскун

3. Ладожское озеро. Нерпа.

4. Калининградская область. Европейская косуля и белый аист.

МАРТ

1. Чудо природы. Уссурийский тигр

2. Украшение северных лесов. Тупик.

3. Почему природные территории надо охранять? Уникальные природные ландшафты мирового значения.

4. Национальные парки России.

АПРЕЛЬ

1. Девственные леса Коми.

2. Озеро Байкал. Баргузинский заповедник.

3. Вулканы Камчатки

4. Алтай – золотые горы

МАЙ

1. Западный Кавказ

2. Центральный Сихотэ-Алинь

3. Куршская коса

4. Убсунбурская котловина

Вводный блок. Дети знакомятся с физической картой России, с названиями климатических зон, определяют их местонахождение на карте России. Знакомятся с понятием «ландшафт», узнают, как обозначается различный природный ландшафт на карте (коричневым цветом – горы, зеленым – леса, степи и лесостепи, желтый - пустыни, голубой – моря, океаны, реки, озера.

Растения и животные климатических зон России. Дети получают общую информацию о флоре и фауне климатических зон России, наклеивают на карту России фишки с изображением тех или иных видов животных, птиц и растений, обитающих в данной климатической зоне.

Интересные факты о природе России. Из цикла бесед дети узнают о природных явлениях, флоре и фауне некоторых регионов России и обозначают их на карте.

Животный мир России. Дети узнают о некоторых видах животных и птиц, их ареалах обитания, внешнем виде и повадках. Отмечают на карте фишками с изображением места их обитания.

Природные ландшафты мирового значения. Дети знакомятся с понятиями «заповедник» и «национальный парк», узнают зачем нужны особые природоохранные зоны, знакомятся с флорой и фауной некоторых из них, отмечают их расположение на карте, наклеивают фишки с изображением растений и животных, обитающих в них.

Учебный план.

Подготовительная группа

1. Географические рекордсмены – 8 часов

2. Заповедники и национальные парки России – 8 часов

3. Полезные ископаемые – 4 часа

4. Удивительная природа России – 16 часов

ИТОГО 36 часов в год

Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 30 минут

Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц

Содержание изучаемого курса:

СЕНТЯБРЬ

1. Самая большая равнина Европы.

2. Самое большое море России.

3. Уральские горы – самые длинные в России

4. Байкал – самое глубокое озеро в мире.

ОКТЯБРЬ

1. Наивысшая точка страны – гора Эльбрус.

2. Самый высокий действующий вулкан.

3. Ладога – крупнейшее озеро Европы.

4. Самые крупные реки

НОЯБРЬ

1. Камчатский край – заповедные места.

2. Жигулевские горы. Национальный парк Самарская Лука.

3. Республика Коми. Печоро-Ильинский национальный парк

4. Усть-Ленский заповедник

ДЕКАБРЬ

1. Архангельская область. Пинежский заповедник.

2. Тундра. Ненецкий заповедник

3. Большой Арктический заповедник.

4. Мурманская область. Русская Лапландия

ЯНВАРЬ

1. Минеральные воды и другие богатства Кавказа

2. Уральские самоцветы.

3. Черное и голубое золото Западной Сибири.

4. Река Вилюй. Алмазный край

ФЕВРАЛЬ

1. Архипелаги Северного Ледовитого океана. Птичьи базары

2. Природа Таймыра.

3. Карское море.

4. Полярные пустыни. Остров Врангеля.

МАРТ

1. Тайга. Васюганские болота.

2. В тайге Северного Урала у Семи Богатырей

3. Тайга центральной Якутской равнины.

4. Лиственница – главное дерево Дальнего Востока

АПРЕЛЬ

1. Удивительные горы Якутии.

2. Алтай. Гора Белуха.

3. Красноярские столбы.

4. Горы Бырранга – самые северные горы.

МАЙ

1. Карелия. Онежское озеро

2. Калининградская область. Куршская коса

3. Новосибирские острова.

4. Командорские острова – край ветров и туманов.

Географические рекордсмены. Дети продолжают работать с физической картой России, отмечают на карте местоположение того или иного природного объекта, расширяют свои знания о флоре и фауне этих мест.

Заповедники и национальные парки России. Дети продолжают свое знакомство с особо охраняемыми территориями нашей страны, знакомятся с их флорой и фауной, отмечают территории заповедников и национальных парков на карте, приклеивают фишки с изображением некоторых видов животных и растений, обитающих там.

Полезные ископаемые. Дети знакомятся с понятием «полезные ископаемые», отмечают на карте места их добычи, узнают о том, как их добывают и где впоследствии используют.

Удивительная природа России. Дети продолжают знакомиться с природой нашей страны, расширяют свои знания о растительном и животном мире различных климатических зон, отмечают на карте местоположение тех или иных природных объектов, наклеивают фишки с изображением растений, животных и птиц, обитающих там.

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:

1. наглядные: показ отрывков из фильмов о природе России, рассматривание иллюстраций и фотоматериалов;

2. практические: продуктивная деятельность, изготовление дидактического пособия

3. словесные: рассказывание, беседа, чтение научно-популярной литературы.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»

- принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

-принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Список литературы.

География России. Полная энциклопедия / Петрова Н. Н. – Москва: Эксмо, 2015. – 256с.

Коллекция журналов «Моя страна. Собери карту России» / Гл. редактор Фрид М. А. – Москава: ООО «Ашет Коллекция», 2018-2019.

Красная книга России / Ю. А. Дунаева и др; коллектив художников. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 277

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности «Дружные ребята» срок реализации образовательной программы 5 месяцев- с января по май 2017 года Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог г. Волхов.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Гениальный малыш» Паспорт дополнительной общеразвивающей программы Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №40 «Снегурочка» Название программы «Гениальный.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Принято.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по бисероплетению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №36 «Яблонька» Принята на заседании Педагогического Совета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Природа нашей Родины» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 7 августа 2019 в 12:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Природа нашей Родины» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД