Ежелева Галина Анатольевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Театр»
для детей 4 – 5 лет
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад «Дарование»
Срок реализации программы : 03.09.2018 – 31.05.2019гг.
Автор - составитель:
Ежелева Галина Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет „Театр“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
«Из всех видов художественной деятельности
именно театрализованная ближе всего ребенку,
поскольку в её основе лежит игра -
неиссякаемый источник творчества».
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» (далее – Программа) по театрализованной деятельности для детей 4-5 лет социально - коммуникативной направленности.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
В последние годы в нашем обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, наши дети эмоционально скованны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Многообразие театрализованных игр открывает большие возможности для многостороннего развития способностей дошкольников.
Театр развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного, помогают справится с зажатостью и стеснительностью.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» направлена не только на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей, но и раскрытию личностных качеств и способностей малышей.
Программа обучения театральному искусству позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программа содержит в себе не только систематизированные средства и методы по театрально-игровой деятельности, но и знакомит дошкольников с различными видами театра, но и знакомит с профессиями в театральной среде.
Отдельным блоком программы является знакомство дошкольников с мультипликацией: виды мультипликации (кукольные и рисованные мультфильмы, профессии, совместное изготовление мультфильма детьми и взрослыми. В ходе изготовления небольшого простого мультфильма ребята знакомятся с прекрасным миром мультипликации.
В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель Программы : Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра и мультипликации.
Задачи Программы :
Обучающие задачи:
1. Познакомить с профессиями в театральной среде : сценарист, режиссёр, актер, декоратор;
2. Познакомить с миром мультипликации: дать понятия о видах мультипликационных фильмов (кукольный и рисованный, о последовательности создания мультфильмов и познакомить с профессиями (сценарист, режиссёр, оператор);
3. Продолжать учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
4. Учить создавать театральный реквизит : кукол, декорации.
Развивающие задачи:
1. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;
2. Развивать навыки актерского мастерства и сценической речи, творческие способности, память, произвольное внимание, творческое мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику рук;
3. Развивать сотрудничество и сотворчество детей и родителей через показ спектаклей, создании творческой мастерской мультипликации.
Воспитательные задачи:
1. Реализовать потребности детей в общении и познании окружающего мира;
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественно – эстетический вкус, любовь к театру и мультипликации.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» составлена с учетом принципов:
- принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях;
- принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка и ситуаций развития каждого воспитанника;
- принцип развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, выявление скрытых талантов.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы по театрализованной деятельности являются:
- системно - деятельностный - при разработке программы учитываются психологические и возрастные особенности воспитанников, что находит отражение в характерных, для данного возраста, формах детской деятельности;
- личностно - ориентированный - в процессе реализации программы ребенок принимается таким какой он есть, во всей совокупности его возрастных и индивидуальных особенностей, а также учитывается зона его ближайшего развития;
- культурно - антропологический - определение целевых ориентиров программы происходит на основе практики культурной идентификации, важно дать ребенку возможность почувствовать себя хранителем культурного наследия своей семьи, страны, человеческой цивилизации, так и творцом собственной культурной реальности, способным понимать и принимать культурные различия как норму современной жизни.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста
Особенности развития детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение реальных и игровых взаимодействий детей.
Возрастает объём памяти. Дети могут запоминать до 7-8 названий предметов. Дети способны принять задачу на запоминание, могут выучить небольшое стихотворение или текст.
Начинает развиваться образное мышление. Однако им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку на заданную тему.
В среднем дошкольном возрасте речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяю речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую в процессе общения получает ребёнок, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к чрезвычайной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа «Я» ребёнка, его детализации.
Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности уважения со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
По окончании освоения Программы дети должны :
- выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- самостоятельно находить выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступать перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- взаимодействовать с партнером по сцене.
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- знать последовательность создания мультфильмов и названия профессий людей, создающих мультфильмы и театральные постановки.
2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Блоки Темы занятий Кол-во часов
1 Блок – Театр
Вводное занятие «Волшебный мир театра». 1 час
Игровое занятие «В гостях у осени». 1 час
Я – режиссёр. Придумываем сказку с заданными героями. 1 час
Сказка «Лесной зонтик». 13 часов
«Сказка про ёжика Фру-фру, который был всем недоволен»
И. Рогалёвой 8 часов
Новогоднее представление. 8 часов
«Зайчишкин день рождения» - автор Л. Якименко 8 часов
Цирк! Цирк! Цирк! 11 часов
2 Блок – Мультипликация
Вводное занятие «Я люблю мультфильмы!» 2 часа
«Создаём мультфильм» 7 часов
«Храбрые зайцы». 12 часов
Всего часов 72 часа
2.2. Содержание образовательной работы по освоению дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы.
Приложение: https://www.maam.ru/detskijsad/prilozhenie-k-programe-teatr.html
2.3. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Активно используются вариативные формы обучения:
Фронтальная (группа 8 - 10 человек) - подача учебного материала всему коллективу детей, на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению творческой активности, побуждает ребенкасамовыражению (занятия, интегрированные и итоговые мероприятия, утренники).
Индивидуальная- используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом.
Подгрупповая (микро группы – 2 - 3 человека) – предоставляется возможностьсамостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькиеподгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае несовпадение в уровнях развития.
В процессе обучения детей согласно программе используются следующие основные методы:
наглядный
словесный
практический
Словесный метод является верховным, доминирующим.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ ролевых приёмов, движений и интонаций, с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.
Практический метод заключается в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных и двигательных действий, манипуляций, практических операций в процессе взаимодействия учащихся со взрослым. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры, занимательные упражнения. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
Для отдыха и снятия напряжения необходимо использовать смену деятельности на протяжении всего занятия.
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
Дидактическая игра
Игры - задания
Создание игровых ситуаций
Музыкальные зарисовки
Сюрпризные моменты
Творческая работа (рисование, лепка)
Открытые мероприятия для родителей и детей детского сада.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Успешную работу с детьми по развитию детей посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей проводятся консультации «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей». Родители принимают участие в изготовлении костюмов для детей, помогают изготавливать различные декорации (рисуют, шьют) к музыкальным сказкам, принимают участие в постановочных спектаклях - играют роли сказочных героев и различных персонажей.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников строится на следующих принципах:
- Сотрудничество;
- Открытость образовательного процесса;
- Учёт мнения родителей;
- Вовлечение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.
2.5. Содержание педагогической диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится во время показа театрализованных представлений. Поскольку только так можно увидеть результаты работы с ребёнком и уровень освоения программы.
3. Организационный разделдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
3.1. Организационные условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, чтения сказок, театрализованных игр, творческих заданий, что позволяет детям успешно овладевать материалом.
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие.
Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «В гостях у сказки» осуществляется во вторую половину дня, ее продолжительность составляет 15-20 минут в день 2 раза в неделю. Общее количество занятий за учебный год 72 часа.
3.2. Программное и методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.
- Доронова Т. Н. Развитие детей 4-7 лет в театрализованной деятельности. Москва, 1998
- О. П. Власенко Театр кукол и игрушек в ДОУ для детей 3-7 лет. Учитель, 2009 г.
- Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева Театрализованные игры в детском саду. //Воспитание дошкольников № 12. М. : Школьная Пресса, 2000 г.
- Г. А. Липатникова Праздник начинается. Ярославль, Академия развития, 2003 г.
- Игры, праздники и развлечения для детей. Ростов-на-Дону, Владис, 2001 г.
- Е. В. Горбина В театре нашем для вас поём и пляшем. Ярославль, Академия развития, 2001 г.
- Интернет ресурсы.
3.3. Расписание занятий
Для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у сказки» в ДОУ составлено расписание образовательной деятельности на учебный год.
Занятия водятся два раза в неделю:
Вторник – 16.00. - 16.20.
Пятница – 16.00. - 16.20.
3.4. Описание материально-технического обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Ноутбук с колонками.
Декорации: ширма, домик, баннер «Лес».
Камера.
Проектор.
Микрофон.
Театральные костюмы, маски, атрибуты для создания образов, куклы перчаткового театра.
Видеоматериалы: сказки, детские спектакли.
Презентации.