Панова Лидия
Дополнительная общеразвивающая программа «Живые нотки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол № 6 от 30.05.2016г. УТВЕРЖДЕНА
приказом МАДОУ
«Верхнекетский детский сад»
от 26.09.2016г. №167
Дополнительная общеразвивающая программа
«Живые нотки»
Художественной направленности
Возраст обучающихся: 3-7 года
Срок реализации: 4 года.
Автор-составитель:
Панова Л. Г., музыкальный руководитель
Белый Яр – 2016
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Живые нотки“» размещена в разделах
Пояснительная записка
Методологической основой данной программы является личностный подход, в рамках которого ребенок не пассивный объект воздействия, а субъект, способный к собственной активной, направленной деятельности, по саморазвитию. Реализация данной программы поможет детям дошкольного возраста в игровой форме войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально, как радость и удовольствие, а также способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике. Музицирование на блокфлейте способствует не только развитию музыкально-творческих и общих способностей старших дошкольников, но укреплению здоровья.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ставит и решает сразу несколько задач: последовательно воплощает педагогический принцип «от простого – к сложному»; позволяет успешно осуществлять воспитательные, обучающие и развивающие задачи; опирается на современные учебно-методические пособия по обучению игре на блокфлейте; направлена на создание условий для развития личности ребёнка, творческой самореализации, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Актуальность данной программы
Дошкольный возраст, по мнению психологов, является наиболее благодатным для всестороннего развития будущей личности. Раннее музыкальное обучение является эффективным средством активизации высших функций мозга, в частности, абстрактного мышления. Занятия музыкой улучшают характер детей, преобразуют их внутренний мир, меняют внешний облик творческой активности в разных сферах деятельности облик и благотворно воздействуют на психологическое состояние. Своевременное приобщение ребенка к музыкальному искусству, помогает становлению творческой активности в разных сферах деятельности.
Педагогическая целесообразность: используемые в программе ключевые понятия, в основном, были почерпнуты из методик различных педагогов, но есть несколько понятий, которые подходят только к данной программе :
1. Обучаться могут все желающие дети, без учета музыкальных данных.
2. Ребенок может начать обучение с любого возраста.
3. Специфика образовательного процесса. Ребенок даже со средними способностями может достигнуть определенных результатов в обучении игре на блокфлейте. Индивидуальный подход к выбору изучаемых произведений помогает ребенку повысить свой исполнительский уровень за минимальный срок.
Цель образовательной программы : обучение детей первоначальным навыкам игры на блокфлейте, обучение основам музыкальной грамоты и развитие творческих способностей детей с учетом их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели в процессе образовательной деятельности, будут решаться следующие задачи:
1. формировать общую культуру личности ребенка, музыкального кругозора;
2. через обучение игре на блокфлейте прививать интерес и любовь к музыке;
3. помочь ребенку раскрыть музыкальные способности;
4. выработать внимание, усидчивость и настойчивость при достижении цели;
5. развивать музыкальную память, ритмические чувства, певческие навыки;
6. развивать навыки ансамблевого музицирования;
7. развивать навыки импровизационного музицирования.
Обучение игре на блокфлейте требует от ребенка, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на блокфлейте активно работают легкие, губной аппарат, напрягаются определенные мышцы тела. Правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания являются одним из необходимых условий успешного обучения. Постоянное внимание следует уделять также точной интонации - важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух, а также чувство самоконтроля. Программа рассчитана на детей 3-7 лет.
Срок реализации программы : 4года.
Индивидуальные или групповые занятия по 3-5 человек проходят два раза в неделю по 25 минут. Общее число занятий в год 60 часов.
Дошкольник, прошедший полный курс программы может освоить :
1. правильную осанку и постановку рук при игре на музыкальном инструменте блокфлейта;
2. начальные элементарные теоретические знания музыкальной грамоты;
3. начальные навыки владения инструментом.
Форма подведения итогов реализации программы – выступление перед родителями, участие в конкурсах.
Учебно-тематический план.
Название раздела, темы Теория Практика Формы занятий
Знакомство с инструментом 4ч. 5ч Групповая
Дыхательная и артикуляционная гимнастика, постановка рук 6ч. 6ч. Групповая индивидуальная
Музыкальная грамота 5ч. 5ч. Групповая
Работа над техникой 6ч. 6ч. индивидуальная
Работа над репертуаром 6ч 6ч. индивидуальная
Выступления для родителей, участие в конкурсах 5ч. Групповая
индивидуальная
Содержание программы.
№ занятия Тема Программное содержание
1-2 Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности; знакомство с инструментом, правило ухода за ним.
3-6 Постановка дыхания Теория:
основные принципы исполнительского дыхания на блокфлейте.
Практика:
специальные упражнения для развития активного быстрого вдоха и продолжительного выдоха. Игра длинных звуков.
7-9 Изучение аппликатуры на блокфлейте Освоение рациональной постановки рук, головы
10-15 Освоение исполнения основных штрихов на блокфлейте. Теория:
методы артикуляции. Практика:
упражнения на различные виды атаки, исполняемые на одном звуке. Обучение игре различными штрихами
16-30 Работа над произведениями Теория:
простые пьесы, разбор нотных знаков и обозначений.
Практика: игра пьес как сольно, так и с аккомпанементом.
31-46 Работа над учебно-тренировочным материалом.. Работа над различными видами исполнительской техники.
47-50 Основы музыкальной грамоты Теория:
освоение длительностей; освоение простейших метроритмических размеров, пауз, нюансов; изучение флейтового диапазона.
Практика:
знакомство с различными жанрами произведений.
51-53 Ансамбль Работа над интонацией, игра в ансамбле.
54-60 Репетиции, участие в концертах и конкурсах. Навыки выступлений на сцене. Участие в концертах
Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1. Кабинет для проведения индивидуальных занятий.
2. Музыкальный инструменты: фортепиано, индивидуальная блокфлейта у каждого обучающегося.
3. Нотная литература для начальной ступени обучения.
4. Методические разработки и рекомендации.
Литература.
1. Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников - СПб. : Речь, Образовательные проекты, М. : 2009.
2. Виноградов Л. В. Коллективное музицирование. –СПб. : Образовательные проекты,2005.
3. Т. Э. Тютюнникова Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация. М. УРСС,1999.
4. Тютюнникова Т. Э. Нескучные уроки. М. 2004.
5. Recorder Fun! Пособие для обучения игре на флейте.