Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

Маргарита Кочеткова
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
▼ Скачать +Заказ

Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Занимательная математика“» размещена в разделах

Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать по-знавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышле-ние. Кружок проводится 1 раз в неделю, 15 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Кружок разработан на основе парциальной программы «Математические ступеньки» формирование элементарных математических представлений у дошкольников Е. В. Колесникова.

Цель кружковой работы:

расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

Задачи программы

1)развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мел-кую моторику рук;

2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоя-тельность;

3) обогащать и активизировать словарь детей.

Общая характеристика предмета

Разделы рабочей программы :

1. «Количество и счет»

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 5, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству.

2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»

Цель: Развивать умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник, шар, куб). Развивать умения срав-нивать предметы по цвету, форме (круглый, квадратный); устанавливать соот-ветствия между двумя группами предметов.

Развивать мышление, внимание, память, речь.

3. «Определение величины»

Цель: Учить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по вели-чине, высоте, длине, ширине. Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку. Учить использовать в речи результаты сравнения; большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий.

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Цель:Учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счётный материал правой рукой слева направо; учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу; учить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперёд, назад. Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; различать и правильно времен года.

5. «Решение логических задач»

Цель: Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Место курса в учебном плане

Программа предназначена для работы с детьми 3-4 лет, рассчитана на 1 год обучения:

Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую по-ловину дня. Продолжительность деятельности:

-15 мин.

Общее количество занятий в год – 36.

Ценностные ориентиры содержания

Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математи-ческих знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятное.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особен-ности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

Мониторинг умений проводится 2 раза в год: в сентябре и мае.

Цель: выявления сформировавшихся у детей первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями.

В результате освоения содержания программы по формированию элементарных математических представлений к концу года дети должны:

- находить в окружающей обстановке много предметов и один, знать счет от 1до 5;

- сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами, каких предметов больше, меньше, каких поровну;

- сравнивать 2 предмета по величине, обозначать словами, какой из предметов больше (меньше, длиннее (короче, выше (ниже);

- узнавать и называть круг, квадрат, треугольник;

- понимать слова: верхняя, нижняя, налево, направо;

- определять контрастные части суток: утро - вечер, день - ночь.

ФИ ребенка Геометрические фигуры

(круг, прямоугольник, треугольник, квадрат) Количество

(Один – много, сечет от 1 до 5) Величина

(длиннее – короче, выше – ниже) Ориентировка Итог

Время

(утро, день, вечер, ночь) Прост-

ранство

(верх-низ, лево-право)

Нач. уч. год Конец уч. года Нач. уч. год Конец уч. года Нач. уч. год Конец уч. года Нач. уч. год Конец уч. года Нач. уч. год Конец уч. года

В - (высокий) - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

С – (средний) - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

Н – (низкий) - ребенок не справляется с заданием

Содержание учебного курса

№ Название темы

теория всего

Первый год обучения

1 Мониторинг.

Добро пожаловать

в математику Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. 1

2 Знакомство с понятиями один и много. Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. 1

3 Утро. Большой -маленький Познакомить с частью суток-утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;сравнивать знакомые предметы по величине. 1

4 День. Круг. Познакомить с частью суток –день, с геометрической фигурой –круг;обводить круг по точкам. 1

5 Вечер. Высокий-низкий. Познакомить с частью суток-вечер;учить сравнивать знакомые предметы по величине. 1

6 Ночь. Сравнение предметов, Познакомить с частью суток-ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет,где много;упражнять в рисовании предметов округлой формы. 1

7 Число 1и 2. Толстый, тонкий. Познакомить с числом 1 и2 и цифрой1 и2; сравнивать знакомые предметы по величине: толстый, тонкий. 1

8 Слева, справа, на, под. Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. 1

9 Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. 1

10 Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. 1

11 Сравнение чисел 2и 3. Логиче-ская задача. Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание. 1

12 Зима. Число 4. Квадрат. Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года –зима. 1

13 Геометрические фигуры. Ло-гические задачи. Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 1

14 Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно- двигательным и зрительным путем. 1

15 Число 5 и цифра 5. Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. 1

16 Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление. 1

17 Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов, 1

18 Времена года. Овал. Слева, справа. Закреплять умение различать и называть времена года 1

19 Сравнение по высоте. Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников. 1

20 Куб, шар. Познакомить с геометрическими телами –кубом и шаром; учить обследовать их осязательно –двигательным способом; уточнить представлениео временах суток. 1

21 Порядковый счет. Учить составлять квадрат из счетных палочек;называть предметы квадратной формы. 1

22 Прямоугольник. Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах пяти. 1

23 Геометрические фигуры. Ло-гические задачи Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 1

24 Счет в пределах пяти. Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительнвм;находить заданнве фигуры. 1

25 Сравнение предметов по высоте Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. 1

26 Сравнение предметов по величине. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. 1

27 Ориентировка во времени. Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; 1

28 Счет в пределах пяти. Упражнять детей в счете в пределах пяти;укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. 1

29 Числовой ряд Упражнять детей в счете в пределах пяти;укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. 1

30 Порядковый счет. Упражнять детей в счете в пределах пяти;укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. 1

31 Игра-путешествие. 1

32 Математическая загадка Развивать логическое мышление, внимание. 1

33 Ориентировка во времени Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; 1

34 Мониторинг Выявить знания по пройденному материалу. 1

35 Логические задачи Развивать логическое мышление, внимание. 1

36 Развлечение 1

Итого 36

Тематическое планирование

№ Название темы Кол-во часов Дата Виды учебной деятельности Оснащение занятия

теория всего По плану По факту

1 Добро пожало-вать

в математику. Мониторинг. 1 1 Сентябрь

1-неделя Игровая ситуация, сюрпризный мо-мент. Карточки, цветные палочки, демон-страционный мате-риал

2 Знакомство с понятиями один и много. 1 1 2-неделя Игра, использова-ние ТСО, чтение Игрушки, кубики, компьютер.

3 Утро. Большой -маленький 1 1 3-неделя сюрпризный момент, показ, объясснение Игрушки, полоски, круги,раздаточный материал

4 День. Круг. 1 1 4-неделя Рассказ, игровой момент Фланелеграфа, кар-тинки

5 Вечер. Высокий-низкий. 1 1 Октябрь

1-неделя Беседа, рассказ, разучивание. Каринки

6 Ночь. Сравне-ние предметов, 1

1 2-неделя Чтение, просмотр сказки, беседа. Фланелеграфа, кар-тинки, карточки

7 Число 1и 2. Тол-стый, тонкий. 1 1 3-неделя Сюрпризный мо-мент, отгадыва-ние загадок, чте-ние стихов Карточки с цифра-ми, незнайка,

8 Слева, справа, на, под. 1 1 4-неделя Игровой момент, показ, жест рукой. Палочки Кюизине-ра,

9 Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. 1 1 5-неделя Показ, рассказ, наложение, Игра, использование ТСО, чтение об-ведение рукой. Круги разной вели-чины и цвета, иг-рушки блоки Дье-неша.

10 Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. 1 1 Ноябрь

1-неделя Показ, рассказ, обведение рукой,игра, использование ТСО, чтение Игрушки, картинки.

11 Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. 1 1 2-неделя Игровой момент, сравнение, Карточки, полоски, блоки Дьенеша.

12 Зима. Число 4. Квадрат. 1 1 3-неделя Сюрпризный мо-мент, отгадыва-ние загадок, чте-ние стихов Игрушки, геомет-рические фигуры

13 Геометрические фигуры. Логиче-ские задачи. 1 1 4-неделя отгадывание загадок, чтение стихов Карточки с цифрами, незнайка,карточки

14 Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. 1 1 Декабрь

1-неделя использование ТСО, чтение Картинки, игруш-ки, компьютер

15 Число 5 и цифра 5. 2-неделя Игра,чтение стихов. Карточки, полоски, блоки Дьенеша.

16 Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логиче-ская задача. 1 1 3-неделя Сюрпризный мо-мент, отгадыва-ние загадок, чте-ние стихов Счетные палочки, фланелеграфа, бло-ки Дьенеша.

17 Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. 1 1 4-неделя Чтение, беседа, разучивание, пан-томимические упражнения. Игрушки, геомет-рические фигуры

18 Времена года. Овал. Слева, справа. 1 1 Январь

3-неделя Беседа, показ, иг-ра, чтение сти-хов. загадок. Карточки с цифра-ми, незнай-ка,карточки

19 Сравнение по высоте. 1 1 Январь

4-неделя Показ, рассказ, обведение рукой, игра, использова-ние ТСО, чтение Набор фигур,обручи

20 Куб, шар. 1 1 5-неделя Импровизация, разучивание, иг-ра. Геометрические фигуры, карточки с полосками игрушки

21 Порядковый счет. 1 1 Февраль

1-неделя Чтение, объясне-ние, игра. Карточки, блоки Дьенеша.

22 Прямоугольник. 1 1 2-неделя Просмотр сюжета, игра. Карточки, игрушки,

23 Геометрические фигуры. Логиче-ские задачи 3-неделя Объяснение, ра-зучивание, игра. Карточки с цифрами, незнайка, карточки

24 Счет в пределах пяти. 1 1 4-неделя Игровая ситуация, показ. Блоки Дьенеша

25 Сравнение предметов по высоте 1 1 Март

1-неделя Импровизация, разучивание, иг-ра. карточки

26 Сравнение предметов по величине. 1 1 2-неделя Беседа, Импрови-зация, разучива-ние, игра, Игрушки, элементы костюмов к сказке “Репка”

27 Ориентировка во времени. 1 1 3-неделя Чтение, беседа, рассказ. Парные предметы,Блоки Дьенеша, палочки Кюзенера

28 Счет в пределах пяти. 1 1 4-неделя Объяснение,

Разучивание, иг-ра. Набор геометриче-ских фигур.

29 Геометрические фигуры 1 1 Апрель

1-неделя Импровизация, разучивание.

Блоки Дьенеша, палочки Кюзенера.

30 Числовой ряд 1 1 2-неделя Игра, чтение, Набор чисел, игрушки.

31 Порядковый счет. 1 1 3-неделя Показ, инсценировка, игра. Набор цифр.

32 Игра-путешествие. 1 1 4-неделя Чтение, показ сюжета, беседа.

33 Математическая загадка 1 1 Май

1-неделя Разучивание, за-гадки, игра, ис-пользование ТСО. картинки

34 Ориентировка во времени 1 1 2-неделя Разучивание, этюды, игра. Игрушки, набор геометрических фигур

35 Мониторинг 1 1 3-неделя

36. Развлечение 1 1 4-неделя Сюрпризный мо-мент, игра.

Материально техническая база

1. Список используемой литературы:

1. Е. В. Колесникова «Математические ступеньки» формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

2. Волина В. В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.

3. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. День за днём. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.

4. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.

5. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.

6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

Москва «Просвещение» 1990.

7. Новикова В. П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.

8. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.

.Методическое обеспечение

Дидактический материал :

1. Геометрические фигуры и тела.

2. Палочки Х. Кюизинера.

3. Наборы разрезных картинок.

4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

5. Полоски, ленты разной длины и ширины.

6. Цифры от 1 до 5.

7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.

8. Фланелеграф, мольберт.

9. Чудесный мешочек.

10. Блоки Дьенеша.

11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12. Геометрическая мозаика.

13. Счётные палочки.

14. Предметные картинки.

15. Конструктор «Лего».

17. Знаки – символы.

18. Развивающие игры.

19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений.

20. Конспекты.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 11:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Кочеткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД