Юлия Петренко
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная математика
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
для детей 4- 5 лет
средней группы № 1 «Звёздочки»
на 2020 – 2021 учебный год
СОСТАВИЛА:
воспитатель
Петренко Ю. Н.
г. Чехов-2, 2020 г.
Содержание
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Занимательная математика“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
2. Цель и задачи реализации программы
3. Разделы рабочей программы
4. Педагогические условия реализации программы
5. Планируемые результаты
Содержательный раздел
6. Особенности организации образовательного процесса.
7. Календарно-тематическое планирование
8. Формы подведения итогов реализации программы
Организационный раздел
9. Формы и методы обучения
10. Используемые игровые пособия и материалы
11. Используемая литература
Пояснительная записка
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей
дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве
потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы,
как: интеллектуальное развитие; создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это
требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного
информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному -
развивающему обучению.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами,
играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами
эксперементирования и практического исследования, схематизацией при условии
использования математического содержания, является по своей сути логико-
математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое
стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом
познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать
внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную
эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску,
проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие
игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики,
мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать
суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Цель работы по данной программе :
развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Основными задачами реализации программы являются :
1. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и
отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
2. Развитие логико-математических представлений о свойствах и отношениях,
конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
3. Развитие пространственной и временной ориентировки
4. Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздания,
преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование,
трансформация)
5. Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение,
классификация)
6. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет,
измерение.
7. Развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности:
реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ
решения.
8. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
9. Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи,
выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
10. Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого
общения.
11. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности,
ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации
движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
12. Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг
другу, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения
работать в парах.
13. Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Разделы рабочей программы :
1. «Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах
5, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и
неравенство двух групп предметов, развивать психические процессы: внимание,
память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах,
развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым
признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
Цель: развивать представление о величине (длинный-короткий, широкий-узкий,
высокий- низкий, большой- маленький, умение сравнивать способом
наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные
результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
ориентирование на плоскости стола (вверху-внизу, слева-справа, в
середине, в пространстве (передвижения в пространстве, анализ планов-схем,
чувство времени (сейчас-потом, утро-вечер, день-ночь); дать представления о
последовательности времен года.
5. «Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, сериация,
классификация, обобщение).
Педагогические условия реализации программы
Программа рассчитана на реализацию в течение 2020-2021 учебного года. Для успешного освоения программы занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность составляет –15-20 минут. Возраст детей – 4-5 лет.
Месяц Количество занятий
Сентябрь 5
Октябрь 4
Ноябрь 4
Декабрь 4
Январь 3
Февраль 4
Март 5
Апрель 4
Май 4
Всего за год 37
Планируемые результаты
К концу года дети освоят:
-Сенсорные эталоны формы, цвета.
-Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)
-Предметные схематические модели (лесенка, обруч)
-Представления об отношениях соответствия и порядка.
-Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения
предметов по форме, размеру, количеству.
-Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между
отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем,
одновременно внутри красного и синего обручей)
- Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
- Научатся высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию,
выражать свое мнение.
Содержательный раздел
Особенности организации образовательного процесса.
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры исследования. Для этих целей лучше всего подойдут развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине т. д., несколько позже – по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Набор палочек Кюизенера имеет единый вид конструкций: все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной, равной 1 см; палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, синие и оранжевые палочки; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»; каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3 и т. д. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую. Объемные счетные палочки можно заменить наборами картонных полосок, соответствующих по цвету и размеру палочкам Кюизенера. Они позволяют детям перемещаться в пространстве, объединяясь в небольшие группы для совместной работы. Одновременно в ходе занятия дети могут работать с объемными и плоскостными палочками, что дает возможность решить одну и ту же задачу разными способами. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени.
Календарно-тематическое планирование
Месяц Тема занятия Задачи Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность Используемые игры и пособия
Сентябрь
1 неделя Диагностика Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера
2 неделя Диагностика Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей Наборы палочек Кюизенера, блоков Дьенеша
3 неделя
14.09-18.09 «Найди» Продолжать знакомить с логическими блоками. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Сочиняем небылицы
Блоки Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1, альбом «Лепим нелепицы»
4 неделя
21.09-25.09 «Змейка» Познакомить с палочками Кюизенера, закреплять понятия «один», «много», учить соотносить палочки по цвету,
длине, расположению.
Картина «Красная шапочка и
волк» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»,
альбом «Дом с
колокольчиком»
5 неделя
28.09-2.10 «Чудесный мешочек» Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. Игры с блоками Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Октябрь
1 неделя
5.10-9.10 «Разноцветные вагончики»
(сравниваем
по цвету и
длине) Учить классифицировать предметы по цвету и
длине, работать по алгоритму,
сравнивать предметы по длине, соотносить палочки по цвету, длине,
расположению. Картина «Серый волк» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»,
альбом «Дом с
колокольчиком»
2 неделя
12.10-16.10 «Что изменилось» Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать мышление.
Сочиняем небылицы Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»
3 неделя
19.10-23.10 «Сушим полотенца» Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Выкладывание из палочек «Дом с забором» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»
альбом «На золотом крыльце…»
4 неделя
26.10-30.10 «Найди не такую» Продолжать знакомить с логическими блоками. Картина «Осень» Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «В стране палочек и блоков»
Ноябрь 1 неделя
2.11-6.11 «Числа 1 и 2» Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Выкладывание из палочек «Дом с забором» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»
альбом «На золотом крыльце…»
2 неделя
9.11-13.11 «4-й лишний» Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. Игры с блоками Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.
3 неделя
16.11-20.11 «Строительство домов» Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Игра с палочками Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»
4 неделя
23.11-27.11 «Продолжи ряд» Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление
Сочиняем небылицы Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»
Декабрь 1 неделя
30.11-4.12 «Число 3» Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. Картина «Черепаха Тортила» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»
Альбом «Дом с колокольчиком»
2 неделя
7.12-11.12 «Второй ряд» Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. Игры с блоками Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.
3 неделя
14.12-18.12 «Треугольники» Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Выкладывание из палочек
силуэта кита Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»
альбом «На золотом крыльце…»
4 неделя
21.12-25.12 «Найди клад» Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Игры с блоками Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша.
Январь
1 неделя
11.01-15.01 «Рамка для картины»
Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.
«Дорисовать»
картинку по сюжету сказки
«Три медведя» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера». Альбом «Дом с колокольчиком»
2 неделя
18.01-22.01 «Игра с одним обручем» Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Игры с блоками Картотека дидактических игр с блоками. Обруч, набор блоков «Дьенеша»
3 неделя
25.01-29.01 «Бусы» Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
Выкладывание из палочек
силуэта мышки. Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…»
Февраль 1 неделя
1.02-5.02 «Найди нужный блок» Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.
Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.
«Дружные блоки»
Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков «Дьенеша», карточки-обозначения свойств, демонстрационный материал.
2 неделя
8.02-12.02 «Число 4» Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
Картина «Зима» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», альбом «В стране палочек и блоков»
3 неделя
15.02-19.02 «Найди нужный блок 2» Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.
«Найди две ошибки» Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша, карточки-символы с отрицанием свойств, демонстрационный материал.
4 неделя
22.02-26.02 «Разноцветные флажки» Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Выкладывание сюжетной
картинки «Птичий двор» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»,
Альбом «На золотом крыльце…»
Март 1 неделя
1.03-5.03
«Угощение для медвежат» Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Сочиняем небылицы Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»
2 неделя
9.03-12.03 «Число 5» Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Выкладывание
сюжетной картины
«Аквариум-силуэты» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…»
3 неделя
15.03-19.03 «Угощение для медвежат 2» Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэты
лягушки и петуха Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»
4 неделя
22.03-26.03 «Скворечник» Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета. Выкладывание
силуэта «Улитка на солнышке» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера»,
альбом «На золотом крыльце…»
5 неделя
29.03-2.04 «Заселим домики» Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать. «Разгадай загадку» Набор блоков Дьенеша, таблицы с изображением домиков. Картотека дидактических игр с блоками, карточки с двумя-тремя символами.
Апрель 1 неделя
5.04-9.04 «Дачный поселок» Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Дорисуй картинку к сказке
«Три медведя» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», альбом
«Дом с колокольчиком»
2 неделя
12.04-16.04 «Угадай, какую фигуру я загадал» Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию
Картина на тему
«Весна» Картотека дидактических игр с блоками, наборы блоков Дьенеша, карточки-обозначения свойств.
3 неделя
19.04-23.04 «Кукла Маша» Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
Собираем мебель из палочек Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера».
4 неделя
26.04-30.04 «Волшебное дерево» Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.
Игры с блоками Картотека дидактических игр с блоками, дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.
Май 1 неделя
4.05-7.05 «Дети нашего двора» Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
Выкладывание из палочек «Елка» Палочки Кюизенера, пособие
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера».
2 неделя
11.05-14.05 «Магазин» Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор Картина на тему
«Лето» Картотека дидактических игр с блоками, Товар (карточки с изображением предметов, набор блоков, альбом «В стране палочек и блоков»
3 неделя
17.05-21.05 Диагностика Индивидуальная работа по выявлению знаний
4 неделя
24.05-28.05 Диагностика Индивидуальная работа по выявлению знаний
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы :
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года
посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и
делается вывод об усвоение программного материала.
Мониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балл – низкий уровень
Организационный раздел
Формы и методы обучения:
Групповой – занятия проводятся по подгруппам;
Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
Используемые игровые пособия и материалы :
-Блоки Дьенеша
-Палочки Кьюизенера
-Альбом «Лепим нелепицы»
-Альбом «Дом с колокольчиком»
-Альбом «На золотом крыльце.»
-Альбом «Страна блоков и палочек»
-Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам
Дьенеша.
-Схематические изображения деревьев, домиков для классификации, изображения медвежат.
-Знаки-символы.
-Обручи.
Используемая литература
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера»
Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»
Е. А. Носова, З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников»
«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М. А. Васильевой
Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» - учебный курс для детей 4-5 лет.