Елена Ф
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по робототехнике «Роботрек» Часть 2
▼ Скачать +Заказ
2.3. Календарно-тематический план
2.3.1. Первый год обучения
Месяц Тема занятия Программное содержание
Сентябрь Педагогическая диагностика Выявление конструкторских навыков и уровня конструктивного мышления.
Ознакомление
с конструктором «Роботрек малыш-1» - познакомить с деталями конструктора;
- формировать умение называть детали конструктора;
- познакомить с готовыми конструкциями.
Предметы.
Стул и стол - познакомить со способами сборки конструктора;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по робототехнике „Роботрек“ Часть 2» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- формировать представления о высоте деталей (высокий-низкий);
- формирование основных навыков работы с конструктором.
Забор - познакомить со способами сооружения заборов;
- закрепить навыки построения замкнутой ограды и красивых ворот;
- формировать умение соединять разные части постройки (ворота и ограду).
Октябрь Дом - ознакомить с основными частями конструкции дома - стены, пол, крыша, окно, дверь;
- познакомить со способами сооружения домов;
- формировать умение конструировать по образцу большие и маленькие дома.
Осенний лес - формировать умение конструировать деревья;
- закреплять названия деталей и цвет;
- учить выделять основные части постройки, определять их назначения.
Грибная полянка - формировать умение скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной);
- формировать умение анализировать готовую постройку;
- развивать активное внимание, моторику рук.
Птицы - формировать навык конструирования птиц;
- способствовать формированию умения конструировать птицу по образцу;
- учить отбирать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету.
Ноябрь Домашние животные
- закреплять знания о домашних животных;
- развивать способность передавать характерные особенности животного средствами конструктора;
- познакомить с понятием «деталь - блок - модель».
Дикие животные
- закреплять знания о диких животных;
- формировать умение анализировать,
рассуждать, выстраивать логическую
цепочку;
- развивать моторику рук.
Морские обитатели. Краб.
- формировать умение анализировать образец и выделять в нем значимые части;
- обучать основам конструирования через сборку моделей;
- развивать фантазию и диалогическое общение.
Морские обитатели. Рыба.
- учить определять самостоятельно, из каких частей нужно собрать конструкцию;
- продолжать знакомить с принципами и способами соединения деталей-блоков;
- формировать понятийный аппарат на основе обогащения словарного запаса по теме «конструирование».
Декабрь Построим зимнюю детскую игровую площадку
- формировать навык самостоятельного конструирования;
- формировать умение планировать этапы создания постройки;
- развивать способность у детей работать сообща.
Елочные игрушки - формировать умение устанавливать причинно-следственную связь в явлениях и действиях;
- развивать способность выделять в предметах их функциональные части;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность у детей.
Новый год. Ёлка
- формировать умение скреплять 2 детали одной деталью;
- закрепить навык конструирования елки;
- способствовать развитию речи, используя составление описательных загадок и рассказов;
- обогащать сенсорный опыт;
- вызвать положительные эмоции.
Конструирование по замыслу «Подарок к Новому году» - продолжать формировать навыки конструирования;
- способствовать развитию речи, используя составление описательных загадок о подарках;
- развивать творческое воображение.
Январь Зимняя горка
для детей - познакомить с понятием «рычаг» и применением рычага в конструировании;
- формировать умение быстро и точно формулировать свою мысль и отвечать на вопросы;
- развивать стремление детей к совместной деятельности.
Качели - закреплять полученные знания о рычаге при сборке качелей;
- формировать умение быстро и точно
формулировать свою мысль и отвечать на вопросы;
- стимулировать развитие конструкторского мышления.
Вертушка-волчок - познакомить с понятиями «зубчатая передача», «шестеренка» (зубчатое колесо);
- формировать знания о
применении зубчатой передачи;
- развивать творческое мышление.
Мельница - познакомить с понятиями «повышающая зубчатая передача», «понижающая зубчатая передача»;
- учить находить конкретные
блоки для постройки отдельных частей мельницы;
- формировать умение рассказать о своей постройке.
Февраль Транспорт. Машина.
- обучить отбору деталей, из которых могут быть построены части машины;
- учить встраивать в конструкцию колеса, втулки, муфты и другие элементы;
- продолжать формировать умение выделять основные части, определять их назначение;
Грузовая машина с прицепом
- продолжать формировать навыки конструирования по наглядной схеме;
- формировать умение выбирать верную последовательность действий;
- знакомить с электронными деталями (двигатель, материнская плата, аккумуляторный блок).
Военная техника. Боевая машина пехоты (БМП).
- закреплять умение создавать модели реальных объектов;
- формировать умение строить БМП, выделяя функциональные части;
- способствовать правильному распределению деталей конструктора.
Военная техника. Вертолет - учить анализировать образец будущей постройки;
- продолжать знакомить с электронными деталями (двигатель постоянного тока, материнская плата, аккумуляторный блок);
- закреплять умение обыгрывать постройку.
Март Моделирование фигур людей
«Я и моя семья»
- закреплять умение конструировать человека;
- продолжать формировать умение анализировать образец, выделять основные части человеческой фигуры;
- развивать самостоятельность в конструировании.
Мамочка любимая - продолжать обучать анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры;
- закреплять приемы построения модели человеческой фигуры;
- составлять описательный рассказ о маме.
Дом, в котором я живу
- вспомнить основные части дома;
- учить строить новым способом крышу -«лесенкой»;
- учить «вставлять» окна и двери в ЛЕГО дом;
- рассказать о членах семьи.
Робот-помощник - учить конструировать по схеме и задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота;
- способствовать умению обсуждать последовательность конструирования;
- продолжать развивать стремление детей к совместной деятельности.
Апрель Космический корабль - формировать представления о солнечной системе и космосе;
- закреплять понятия
«электронные детали», «ИК-датчик»;
- развивать способность выражать свои мысли, рассказывать о постройке.
Космонавт - отрабатывать навыки соединения деталей конструктора;
-
Космическая станция - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
- продолжать формировать знания об электронных деталях (двигатель, материнская плата, аккумуляторный блок);
- развивать воображение в процессе выполнения практических действий при конструировании.
Конструирование по замыслу на тему «Космос» - способствовать самостоятельному конструированию по образцу и выбору ребенка (космическая станция, летательный аппарат, планеты Солнечной системы, космонавт);
- формировать умение самостоятельно решать проблемные ситуации: какие детали нужны для постройки, для планет Солнечной системы, для ракеты и т. д.
- способствовать самостоятельному обыгрыванию построек в коллективе других детей.
Май Конструирование
по замыслу
«Парад на Красной площади» - продолжать знакомить с новыми деталями конструктора;
- учить самостоятельному конструированию моделей домов, транспорта, людей;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Конструирование
по замыслу
«Здравствуй, лето!» - познакомить детей с разнообразием бабочек и их строением;
- формировать умение строить симметричные изображения из частей конструктора;
- продолжать учить строить по замыслу, опираясь на имеющийся опыт.
Конкурс творческих работ на основе конструктора «Роботрек малыш-1»
- развивать основы детского научно-технического творчества и конструктивного мышления у дошкольников.
Педагогическая диагностика Оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
2.3.2. Второй год обучения
Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь Педагогическая диагностика Выявление конструкторских навыков и уровня конструктивного мышления.
Кузнечик - закрепить понятия «рамка», «длина», «прямая линия»;
- познакомить с понятиями
«линейка», «измерительный прибор»;
- научить
конструировать модели с использованием деталей: «рамка 5», «рамка 11», «рамка
21», «адаптер 4».
Гитара - познакомить с понятиями
«звуковая волна», «акустика»;
- научить конструировать модели с использованием
деталей: «рамка 5», «рамка 11», «адаптер 4»;
- закреплять полученные знания
и навыки при сборке моделей.
Башня - познакомить с понятиями «параметр», «основание», «архитектура», «стиль»;
- познакомиться с понятием «длина волны»;
- научить конструировать модели с использованием деталей «адаптер уголок», «адаптер 3»,
«адаптер 4».
Октябрь Медведь в цирке - изучить понятие «передача звукового сигнала»;
- познакомить с понятием
«электронные детали», «микрофон»;
- формировать умение конструировать модели с использованием электронных деталей «двигатель»,
«аккумулятор», «материнская плата», «микрофон».
Звуки в природе.
Слон - изучить понятие «эхолокация»;
- закрепить понятия «передача
звукового сигнала», «электронные
детали», «микрофон»;
- продолжать формировать умение конструировать модели с использованием электронных деталей «двигатель», «аккумулятор», «материнская плата», «микрофон».
Флагшток - закрепить понятия «передача
звукового сигнала», «подъёмные
механизмы»;
- повторить понятия «электронные детали», «микрофон»;
- формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, назвать ее тему, давать общее описание.
Высотные конструкции. Башня - изучить понятия «высотные
конструкции», «подъёмный механизм»;
- закрепить понятия «передача
звукового сигнала», «электронные
детали», «микрофон»;
- способствовать самостоятельному
конструированию моделей с использованием электронных деталей «двигатель»,
«аккумулятор», «материнская плата», «микрофон».
Ноябрь Удочка - изучить понятие «датчик прикосновения (сенсор);
- продолжать закреплять понятия «рычаг», «подъёмный механизм», «передача звукового сигнала», «электронные детали»;
- продолжать формировать умение применять в конструировании электронных деталей «двигатель»,
«аккумулятор», «материнская плата», «датчик прикосновения».
Роборыба - изучить функции ИК - датчика и принцип его работы;
- обогатить знания об
электронных деталях, ИК-датчике;
- формирование умения
анализировать, рассуждать, выстраивать логическую цепочку и устанавливать причинно-следственную связь.
Жук - продолжать изучать принципы работы ИК-датчика;
- закреплять полученных знаний
и навыков при сборке моделей;
- стимулировать интерес детей
к изучению робототехники.
Зубоочиститель - повторить принципы работы ИК- датчика;
- продолжать формировать умение подбирать необходимые детали и воспроизводить постройку;
- стимулировать интерес детей
к изучению робототехники.
Декабрь Лыжник - изучить понятия «панорама», «тяговый канат»,
«повышающая-понижающая скорость»;
- закрепить полученные знания и
навыки при сборке модели лыжника и при управлении моделью;
- формировать умение быстро и точно формулировать свою мысль и отвечать на вопросы.
Снегоочиститель - изучить понятия «пульт управления», «передача-приём сигнала»;
- познакомить с понятием «мощность двигателя»;
- закрепить полученные знания и
навыки при сборке модели.
Новогодний поезд - познакомить с понятиями «разрез», «слой»;
- учить называть основные элементы поезда;
- формировать умение обыграть постройку совместно со всеми детьми.
Конвейер с подарками - изучить понятия «ременная передача», «шкиф», «конвейер»;
- совершенствовать навыки
моделирования;
- развивать воображение в процессе выполнения практических действий при конструировании.
Январь Автокот - закрепить понятия «пульт управления», «передача-приём сигнала», «мощность
двигателя»;
- учить передавать особенности конструкции путём подбора цвета и деталей;
- закреплять полученные знания и
навыки в процессе сборки модели.
Робот-футболист - закрепить знания о принципе работы ИК-датчика, пульта управления;
- продолжать формировать умение обыграть постройку;
- способствовать эффективному взаимодействию детей в процессе игры.
Пожарная машина - обсудить тему «пожарная
безопасность»;
- закрепить понятия «пульт
управления», «передача-приём сигнала»;
- совершенствовать навыки
моделирования.
Детская коляска - продолжать знакомство с понятиями «датчик»,
«сенсор»;
- продолжать формировать умение быстро и точно формулировать свою мысль и отвечать на вопросы;
- закреплять полученные навыки при управлении моделью.
Февраль Самолет - закрепить понятия «воздушный
поток», «двигатель», «лопасти»;
- обучать сравнительному анализу понятий «лопасти ветряной мельницы», «лопасти самолёта»;
- закрепить полученные знания и
навыки при сборке модели.
Флот. Корабль викингов - изучить понятия «виды
плавательных средств», «назначение флота»;
- повторить понятие «движение и
управление моделью», «передача сигнала»;
- обогащать словарный запас тематикой по конструированию.
Автореклама – поздравление с 23 февраля - закрепить понятия «ось», «втулка», «шина»;
- способствовать творческому развитию дошкольников;
- стимулировать интерес детей к
изучению робототехники в
автомобилестроении.
Пушка - изучить понятия «классификация», «вид», «назначение» оружия, «диаметр»,
«калибр» оружия;
- повторить понятия «зубчатая
передача», «понижающая скорость движения»;
- продолжать формировать умение рассказать о своей постройке.
Март Помощь маме. Электросовок - повторить принципы работы модели с применением зубчатой передачи вращательного движения, ИК-датчика;
- формировать умение анализировать постройку;
- способствовать желанию ребенка рассказать о своей постройке.
Блендер – подарок для мамочки - закреплять понятия
«электронные детали», «ИК-датчик»;
- формировать умение соотносить свои постройки с имеющимся образцом;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Мультимания. Крокодил - изучить понятия «виды
мультфильмов», «принцип создания
кадра», «способ оживления рисунка - анимация», «декорация»;
- повторить принцип использования
электроники при сборке модели;
- закрепить полученные навыки при
управлении моделью.
Автоматические ворота - повторить и закрепить знания о
датчике звука, принципе его работы;
- уточнить понятия «ворота»,
«арка»;
- формировать первичные знания и
понятийный аппарат, связанные с
этапами технологического процесса при изготовлении изделий.
Апрель Космический зонд - познакомить с понятиями «космическое пространство», «солнечный ветер», «расстояние на Земле», «расстояние в
Космосе»;
- закрепить полученные знания и
навыки при сборке модели;
- стимулировать интерес детей к
изучению робототехники.
Космический спутник-трансформер - продолжать закреплять понятийный аппарат из области
электроники;
- закреплять умение соотносить свои постройки с имеющимся образцом;
- способствовать самостоятельному обыгрыванию постройки.
Ракета - закрепить понятия «ИК-датчик», «сигнал», «пульт дистанционного управления»;
- формировать умение подбирать необходимые детали и воспроизводить постройку;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность при обыгрывании постройки.
Фуникулёр - закрепить понятия «тяговый канат», «панорама»;
- формировать первичные знания и
понятийный аппарат, связанные с
этапами технологического процесса на производстве;
- совершенствовать навыки
конструирования и моделирования.
Май Кресло-каталка - познакомить с понятиями «трение», «подшипник»;
- формировать знания о практическом использовании различных видов силы трения;
- повторить применение датчика ПДУ при управлении моделью.
Мельница - закрепить понятия «движение
воздушной массы», «двигатель»,
«лопасти»;
- закрепить полученные знания и
навыки при сборке модели;
- развивать воображение в процессе выполнения практических действий при конструировании
Конкурс творческих работ на основе конструктора «Роботрек малыш-2»
- развивать основы детского научно-технического творчества и конструктивного мышления у дошкольников.
Педагогическая диагностика Оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
В основу совместной деятельности с родителями заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу обеспечения безопасности жизни и здоровья ребёнка;
- открытость дошкольной организации для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагога и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагога за здоровье, развитие и образование ребенка
Основные задачи работы с семьями воспитанников:
1. Создать условия для ситуативно-делового и личностно-ориентированного общения с родителями на основе общего дела.
2. Оказывать консультативную помощь и поддержку родителям в решении задач по формированию у детей основ научно-технического творчества.
3. Установить доверительные, партнерские отношений между педагогом и родителями.
Формы работы с родителями
Форма взаимодействия Название
Анкетирование «Развитие технического творчества Вашего ребенка».
Открытое образовательное мероприятие (НОД) «Строим город будущего», «Школа юных конструкторов»
Консультации «Что такое конструктивная деятельность», «Развивающие игры с использованием конструктора «Роботрек малыш», «Как развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста посредством конструирования», «Как развить мелкую и крупную моторику у ребенка при помощи конструирования».
Совместная фотовыставка «Мы – юные конструкторы», «Математическая семья».
Совместная выставка поделок «Любимые постройки детей нашей группы из конструктора «Роботрек малыш».
III. Организационный раздел
3.1. Организация образовательной деятельности по Программе
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Первый год – работа с конструктором «Роботрек малыш-1» для детей 5-6 лет.
Второй год – работа с конструктором «Роботрек малыш-2» для детей 6-7 лет.
Деятельность кружка организуется во второй половине дня.
Количество занятий:
- в неделю – 1;
- в месяц – 4;
- в год – 36 (в сентябре и в мае одно занятие посвящено диагностике детей).
Место проведения: групповая комната.
При организации совместной деятельности с детьми используется фронтальная, индивидуальная и подгрупповая формы.
Продолжительность занятия в кружке устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН и не превышает 30 минут для детей 5-6 лет, 35 минут для детей 6-7 лет.
В середине занятия проводятся физкультурные минутки.
Обучение проходит в увлекательной игровой форме.
Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе педагогической диагностики. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от конкретных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальная работа направлена на осуществление помощи воспитанникам, имеющим трудности при овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.
Приветствуется посещение родителей, включение их в практическую деятельность.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Для реализации Программы необходимы :
- проектор, магнитно-маркерная доска, маркеры для рисования на доске;
- персональный компьютер, подключенный к проектору, программное обеспечение, плакаты деталей конструктора; колонки;
- наборы конструкторов «Роботрек малыш-1» и «Роботрек малыш-2».
В состав набора «Роботрек малыш-1» входят не менее 277 элементов:
1. Пластиковые балки разных форм и блоки (для конструирования объектов).
2. Колеса (4 вида).
3. Шестеренки (4 вида).
4. Набор валов, втулок и муфт.
5. Две материнские платы (контроллера)для непрограммируемого уровня (зашиты 4 алгоритма программ) и программируемого (визуализированная среда РОБОТРЕК ПО).
6. Два двигателя постоянного тока.
7. Два датчика касания и 2 инфракрасных датчика.
8. USB кабель.
9. Два кейса для батареек 6V и 9V.
10. ссылка на ПО РОБОТРЕК, инструкции, не менее 39 готовых файлов для прошивки платы ТРЕКДУИНО с алгоритмами для программирования роботов при условии наличия набора «Малыш проект» дополнительно
11. Разборочный ключ.
12. Рамки 3 видов.
13. Набор рычагов, дуг и уголков.
14. Четыре резиновых пластины.
В состав набора «Роботрек малыш-2» входят не менее 302 элементов:
1. Пластиковые блоки 9 видов разных форм для конструирования объектов.
2. Колеса (4 вида).
3. Шестеренки (4 вида).
4. Набор уголков, дуг, балок, валов, втулок и муфт.
5. Две материнские платы (контроллера, 1 прошитая четырьмя алгоритмами с возможностью дистанционного управления и 1 программируемая (визуализированная среда РОБОТРЕК ПО).
6. Два двигателя постоянного тока.
7. Набор различных датчиков: 2 инфракрасных датчика, 1 датчик приема ДУ, 1 датчик звука.
8. USB кабель.
9. Два кейса для батареек 6 и 9 V.
10. Пульт дистанционного управления.
11. ссылка на ПО РОБОТРЕК, инструкции, не менее 39 готовых файлов для прошивки платы ТРЕКДУИНО с алгоритмами для программирования роботов при условии наличия набора «Малыш проект» дополнительно
12. Три вида рамок, крепление двигателя.
13. Пластины резиновые.
3.3. Литература
1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008.
2. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. - Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
3. Кузнецова Е. М. Конструктивно-модельная деятельность детей 5-6 лет. Программа по художественному моделированию. – Волгоград: Учитель, 2020.
4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. СПб. : Питер, 2002.
5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : Сфера, 2014.
6. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М. : ИД «Цветной мир», 2018 - 200 с., 3-е издание, перераб. и доп.
7. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2008.
8. Программа курса «Образовательная робототехника». -Томск: Дельтаплан, 2012.
9. Фешиной Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». – М. : Сфера, 2019.
10. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей». - СПб: «Наука» 2010.