Елена Мезина
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «LEGO-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор составитель: Мезина Е. А.
1. Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка
Общеразвивающая программа художественной направленности «LEGO - конструирование» разработана на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „LEGO-конструирование“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
• Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008);
• Устава МБДОУ детского сада «Берёзка»;
• Образовательной программы МБДОУ детского сада «Берёзка».
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO– конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «LEGO - конструирование» - техническая
Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для младшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Особенности программы :
Особенность программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «LEGO» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Возраст детей: 3-4 года
Сроки реализации программы : 1 учебный год.
Количество занятий в неделю – 1занятие (продолжительность15 мин)
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут). Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель данной программы : развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи.
Образовательные:
обучить конструировать модели по заданной схеме;
обучить выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;
расширять знания детей об окружающем мире.
Развивающие:
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре;
развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление, внимание, творческое воображение, познавательный интерес;
стимулировать детское научно-техническое творчество.
Воспитательные:
воспитывать умение и желание трудиться;
воспитывать культуру и этику общения.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Содержание педагогического процесса
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы Приемы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики, юбочки, сапожок, клювик и т. д. LEGO кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Планируемые результаты
освоения дополнительной общеразвивающей программы
«LEGO-конструирования»
В результате освоения программы ребенок может
знать:
- основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);
- основные приемы конструирования;
- основные цвета;
уметь:
- соединять детали конструктора LEGO;
- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину;
- обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
иметь представление:
- о простейшем анализе созданных построек;
- о вариантах создания конструкций, при добавлении других деталей.
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
• знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
• ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, строит речевые высказывания в ситуации общения.
Оценочные материалы
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
(Диагностический инструментарий Е. В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится
в таблицу (Приложение 1).
Критерии оценок результативности определяются на основании содержания программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Побуждение:
интерес к данному виду деятельности.
Знание представления:
название цвета детали; название формы детали.
Умения:
группировка деталей по цвету, по форме;
скрепление деталей разными способами;
построение элементарных построек по образцу, по условиям, по творческому замыслу;
простейший анализ постройки;
работа в паре, в группе;
обыгрывание постройки.
Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).
2. Содержательный раздел программы
2.1 Содержание программы
Сентябрь.
1. «Построим башенку»
Задачи: Познакомить с основными названиями деталей LEGO конструктора (кирпичик, пластина, с видами соединения деталей между собой. Формировать умение строить простейшие конструкции.
2. «Построим две башенки разного цвета»
Задачи: Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет. Закреплять знания о цветах (красный, зеленый). Учить называть предмет по форме.
3. «Высокие и низкие башенки»
Задачи: Показать детям возможные варианты башен. Учить называть размер башенки (высокая – низкая); учить детей называть свойства предметов (цвет, форма).
4. Повторение. «Башенки для друзей».
Задачи: Формировать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету. Детям нужно запомнить, а затем по памяти построить
Октябрь.
1. «Узкая дорожка»
Задачи: Продолжить знакомить детей с разнообразием деталей (кирпичик, лапка, клювик, пластина). Учить называть свойства предметов. Развивать наглядно-образное мышление.
2. «Широкая дорожка»
Задачи: Учить детей называть свойства предметов, самостоятельно подбирать необходимые детали по величине. Формировать умение использовать имеющийся опыт.
3. «Широкие и узкие дорожки»
Задачи: Учить устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, различать размер (узкий – широкий).
4. Повторение
Задачи: Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, помогать детям обследовать постройки, выделяя их цвет, величину, форму.
Ноябрь.
1. «Синий поезд для зайчат»
Задачи: Формировать восприятие цвета (синий, развивать воображение, память, образное мышление. Формировать умение действовать по представлению.
2. «Желтый длинный поезд для друзей»
Задачи: Учить детей называть свойства предметов, называть размер поезда (длинный); развивать наглядно-образное мышление.
3. «Длинный зеленый поезд, короткий – красный»
Задачи: Используя имеющийся опыт, упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (длинный поезд – короткий поезд).
4. Повторение. «Мы едем, едем, едем»
Задачи: Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и цветов, формировать умение применять понятия «длинный – короткий» в речи. При постройках использовать кирпичики в соответствии с заданным цветом и формой.
Декабрь.
1. «Построим автобус»
Задачи: Учить создавать модель автобуса, используя LEGO. Развивать первоначальный интерес к получению результата. Продолжать развивать умение детей подбирать детали по форме и цвету.
2. «Построим грузовик»
Задачи: Учить использовать различные приемы создания конструкции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности, видеть образ и соотносить его с деталями конструктора.
3. «Разные машинки»
Задачи: Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с деталями конструктора Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
4. Повторение
Задачи: Закрепить конструктивные умения располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. Преобразовывать предлагаемые заготовки.
Январь.
1. «Построим заборчик для собачки»
Задачи: Научить выделять геометрические формы в знакомых объектах. Закрепить знания о размере, высоте, цвете, свойствах (высокий - низкий).
2. «Разноцветные заборчики»
Задачи: Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине). Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик). Учить детей называть свойства предметов.
3. «Заборчик для петушка»
Задачи: Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей. Развивать умение действовать по представлению. Развивать воображение, фантазию.
Февраль.
1. «Построим стол»
Развивать воображение, память, образное мышление;
воспитывать желание трудиться, строить и обыгрывать композицию; различать размер и форму предметов.
2. «Построим стулья»
Задачи: Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец и давать общее описание.
3. «Построим мебель для гостей»
Задачи: Развивать воображение, фантазию. Запоминать название предметов мебели. Учить выделять основные части конструируемого предмета.
4. Игра «Построй такой же»
Задачи: Закреплять умение строить мебель. Учить анализировать образец, изображенный на карточке. Применять при строительстве полученные ранее навыки и умения.
Март.
1. «Построим домик»
Задачи: Формировать обобщенное представление о домах. Учить строить дом из конструктора LEGO, сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Познакомить с понятием «фундамент».
2. Построим дом с окошечком
Задачи: Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей. Учить давать общее описание, выделять основные части конструируемого предмета (стены, пол, крыша, окно, дверь).
3. «Построим домик с дверью и заборчиком»
Задачи: Развивать образное мышление, воображение, память;
побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
4. Повторение «Домики для друзей»
Задачи: Закреплять умение строить домики. Учить применять при строительстве полученные ранее навыки и умения. Учить строить сообща.
Апрель.
1. «Построим лесенку»
Задачи: Учить строить лесенку из шести кубиков одного цвета;
развивать умение использовать имеющийся опыт;
воспитывать желание трудиться. Закрепить цвет.
2. Построим широкую лестницу
Задачи: Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине); учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик); учить детей называть свойства предметов. Закрепить с детьми основные цвета.
3. «Построим горку с лестницей»
Задачи: Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; способствовать развитию творческого воображения.
4. «Построим горку для человечков»
Задачи: Формировать чувство формы при создании элементарных конструкций.
Май.
1. «Дом моей мечты»
Задачи: Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь).
2. «Дома с башенками»
Задачи: Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Учить выполнять задания по условиям.
3. «Детская площадка»
Задачи: Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки.
Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща.
4. Творческое конструирование (по замыслу)
Задачи: Закреплять полученные навыки. Учить, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить детей вместе строить одну поделку.
5. Список литературы
Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002.
Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : МозаикаСинтез, 2006. – 120 с.
Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2005. Интернет-ресурсы:
https://lego.54-ozr.edusite.ru/p38aa1.html
https://www.lego-le.ru/
https://lego-
gbou1970.ucoz.ru/publ/lego_masterskaja/skhemy/nazvanie_detalej_konstruktora/1 1-1-0-40