Олеся Петрушова
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направлености
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Физическое воспитание ребёнка средствами художественной гимнастики»
Возраст детей 5-7 лет,
срок реализации программы 2 года
Руководитель:
Инструктор по физической культуре
Петрушова О. М.
Место проведения занятий:
Спортивный зал
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направлености» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
МБДОУ Детский сад № 8 «Светофор»
2014 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание тем учебного курса
4. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Данная образовательная программа «Физическое воспитание ребенка средствами художественной гимнастики» представляет собой авторский вариант планирования образовательной деятельности в детском саду. Данная программа имеет ярко выраженную интегративную направленность. В ней пластично соединены такие виды искусства, как танец и музыка. Программа рассчитана на двухгодичный цикл обучения детей в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 20-35 минут.
Модель физической культуры личности
При разработке этой программы составлена модель физической культуры личности, одной из составляющих которой являются социально – духовные ценности:
1. Направленность – физкультурно- спортивная этика поведения, общения, культуры;
2. Волевые проявления- смелость, решительность, настойчивость и др. ;
3. Отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое до конца, осознанное желание трудиться;
4. Эстетика – ощущения и оценка красоты движений поз;
5. Таким образом, в основу программы заложено духовно – нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами художественной гимнастики.
Музыкально – ритмическое обучение
Широкая гамма выразительных средств художественной гимнастики постигается в программе благодаря музыкально – ритмическому обучению. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накопление знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Конкретные задачи музыкально – ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей:
• Точно и правильно воспроизводить характер музыки, размер такта;
• Воспроизводить посредством движения изменение темпа, ритма и динамики музыкального произведения.
Разнообразные формы музыкально – ритмического обучения в период предварительной подготовки, музыкальные игры (сюжетные и соревновательные, музыкально – двигательные задания, танцы и танцевальные связки, методы и средства обучения и воспитания, предлагаемые программой, позволяют благотворно влиять на физическое развитие детей, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков.
Программа предусматривает работу (выполнение упражнений) индивидуально и в парах – мальчик и девочка, группами.
Отличительные особенности программы
Даная программа базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ : «Старт» (Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, «Применение средств художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста» (С. Б. Шарманова, «Физическая культура – ритмические упражнения, хореография и игры «(Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов). Программа обеспечивает всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков; способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном совершении своих результатов; создает оптимальные условия для реализации творческой активности ; учитывает гендерный подход, т. е. упражнения для мальчиков имеют силовую направленность, а для девочек грациозную.
Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности при сотрудничестве детей и педагога обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредоточивает внимание детей, дисциплинирует их, снимает напряжение.
Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость. Ребенок знакомится с такими видами спорта, как гимнастика и акробатика, и может выбрать для себя в большей степени соответствующий его темпераменту и физическим способностям.
Цель программы :
Содействие физическому развитию ребенка средствами художественной гимнастики.
Задачи программы :
Обучающие :
- Обучать основам художественной гимнастики ;
- Помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их;
- Содействовать формированию грациозности, изящества, развитию пластики движений;
Воспитывающие:
- Стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
- Сформировать жизненно важные гигиенические навыки;
Развивающие:
- Создать благоприятные условия для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре;
- Способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка;
- Развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества;
- Формировать эстетический вкус, чувство гармонии.
Методическое обеспечение программы
Основное содержание программы составляют методические рекомендации и материалы обучению детей:
- упражнениям основной гимнастики;
- упражнениям с предметами;
- упражнениям без предметов (волны, взмахи, равновесие, повороты, прыжки);
- элементам акробатики;
- элементам хореографии;
- элементам пантомимы;
- ритмике (упражнения на согласование движений с музыкой).
Формы проведения занятий
Программа предполагает использование следующих форм организации занятий:
- занятие – игра;
- занятие – прогулка;
- показательные выступления;
- беседа – игра;
Прогнозируемые результаты
• Повышение уровня физического развития и укрепление здоровья;
• Владение спортивными атрибутами и техникой выполнения упражнений с ними;
• Применение умений в играх, свободной деятельности и повседневной жизни (в соответствии с возрастом и физическим развитием);
• Владение своим телом, выполнение движений осознанно, ловко, красиво, ритмично, с нужной амплитудой и силой;
• Освоение гимнастических акробатических упражнений на ковре и снарядах, с проявлением элементов творчества, смелости, демонстрацией достигнутых результатов гибкости, растяжки, ловкости, координации движений;
• Овладение навыками релаксации и восстановления после физической нагрузки;
• Повышение интереса к спорту, двигательной культуре, привычке держать осанку;
• Овладение умением честно оценивать свои результаты и свое поведение в коллективе, достигать целей, благодаря выдержке и настойчивости.
Проверка результатов
Проверка результатов осуществляется путем обследования гибкости, растяжки, мышечной силы в начале и в конце обучения. В качестве способов учета знаний и умений и оценки личностных качеств обучающихся служат выступления детей на спортивных мероприятиях, показ занятий или отдельных комплексов родителям. Особенно важным показателем освоения программы является применение полученных умений и навыков в самостоятельной двигательной деятельности детей дома и в детском саду.
Контроль результатов обучения
Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика, промежуточная (1 раз в полугодие) и итоговая (в конце учебного года).
Диагностика Показатели Методы определения
Первая стартовая -Уровень физического развития; - Уровень физической подготовки; -Функциональное состояние систем организма; - Антропометрические данные; - Медицинское обследование; - Наблюдение;
Вторая промежуточная - Уровень физической подготовленности; -Уровень овладения определенными умениями и навыками двигательными действиями; - Наблюдения педагога; -Показательные выступления; - Открытые занятия;
Третья итоговая - Уровень физической подготовленности; -Уровень овладения определенными умениями и навыками; -Уровень физического развития; -Уровень владения спортивными атрибутами; - Уровень освоения гимнастических и акробатических упражнений на снарядах. - Показательные выступления, соревнования; - Медицинское обследование; - Антропометрические данные; - Наблюдения педгога.
2. Учебно-тематический план:
1 год обучения
Год обучения Месяц Тема Количество часов теоретических практических
1.
сентябрь Введение. История развития художественной гимнастики. Правила поведения в спортзале.
8
2
6
октябрь Гигиенические основы занятий. Гигиена занятий. Одежда и обувь для занятий. Влияние занятий физической культурой на рост и развитие.
8
4
4
ноябрь
Общая и специальная подготовка.
Строевы упражнения:
-построение
- выравнивание
-ходьба на месте и в движении
-переход с шага на бег и обратно.
8
1
7
декабрь
Общеразвивающие упражнения :
Для рук и плечевого пояса
-для шеи и туловища
-для ног
-для мышц голени и стопы
-для развития быстроты, ловкости, общей выносливости.
8
1
7
январь Игры и игровые упражнения:
-сюжетные игры
-обучающие игры
-игры с преимущественным воздействием на двигательные качества.
-малые подвижные игры.
8
1
7
февраль Техническая подготовка.
Базовые упражнения:
-элементарные позы
-движения отдельными частями тела.
8
1
7
март Специальные упражнения :
-упражнения в равновесии (стойка на носках).
-волны (вертикальные и горизонтальные)
-вращения (переступанием, скрестные).
8
2
6
апрель Упражнения с мячом
- беседа, просмотр фото, иллюстраций,
- подвижные игры под музыку
- передача мяча
- ловля
8
1
7
май Подведение итогов пройденного за год материала
8
3
5
Итого 72 16 56
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности;
- выполнять простейшие строевые упражнения;
- выполнять простые танцевальные шаги.
2 год обучения
Год
реализации Месяц Тема Количество часов Теоретических Практи ческих
2. Сентябрь
Прыжковые упражнения :
- выпрямившись
- прогнувшись
- со сменой ног (спереди, сзади)
8
1
7
Октябрь
Танцевальные упражнения:
- шаг на полупальцах
-бег на полупальцах
-мягкий шаг
- высокий шаг
-пружинящий шаг
- приставной шаг.
8
1
7
Ноябрь
Акробатика: (для мальчиков, занятия отдельно от девочек)
- стойка на лопатках
- коробочка
- полушпагат
-мост из положения лежа
- мост из положения стоя с поддержкой
8
1
7
Декабрь
Упражнения со скалкой:
-качания и махи скалкой
- перепрыгивания
-прыжок вперед
-прыжок назад
- вращения – назад.
8
2
6
Январь
Упражнения с мячом:
- перекаты по полу
- бросок и ловля двумя руками
- бросок с отбивом о стену
- бросок одной рукой и ловля двумя
- отбивы о пол
- перекат по рукам
- переброски
8
1
7
Февраль
Музыкально – ритмическая подготовка:
Понятия
- музыкальный ритм
-музыкальный темп
- воспроизведение характера
музыки посредством движений
- музыкальные игры.
8
2
6
Март
Танцевальные движения с лентой:
(для девочек, занятия отдельно от мальчиков)
- беседа, рассматривание иллюстраций
- махи в боковой плоскости
- махи в горизонтальной плоскости
- змейки с лентой: вертикальная, горизонтальная, горизонтальная по воздуху.
8
2
6
Апрель Упражнения с обручем:
- беседа, рассматривание фото
- способы удержания обруча и варианты их изменения
- повороты обруча 8 1 7
Май Показательные выступления:
Подготовка номеров для выступления на различных мероприятиях 8 1 7
Итого 72 12 60
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
- контролировать свое самочувствие
- выполнять движения под музыку
- выполнять танцевальные шаги
-выполнять базовые элементы с предметами художественной гимнастики
-распознавать характер музыкального произведения.
III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год
Сентябрь
Тема: Введение. История развития художественной гимнастики. Правила поведения в спортзале.
Цель: Беседа о художественной гимнастики. Инструктаж по технике безопасности. Показ видеофильма о Истории развития художественной гимнастики.
Октябрь
Тема: Гигиенические основы занятий. Гигиена занятий. Одежда и обувь для занятий. Влияние занятий физической культурой на рост и развитие.
Цель: воспитание культурно - гигиенических навыков
Задача: расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Тема: Общая и специальная подготовка.
Строевы упражнения:
-построение
- выравнивание
-ходьба на месте и в движении
переход с шага на бег и обратно
Ноябрь
Цель: формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения.
Задача: совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Декабрь
Тема: Общеразвивающие упражнения :
Для рук и плечевого пояса
-для шеи и туловища
-для ног
-для мышц голени и стопы
-для развития быстроты, ловкости, общей выносливости
Цель: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации)
Январь
Тема: Игры и игровые упражнения:
-сюжетные игры
-обучающие игры
-игры с преимущественным воздействием на двигательные качества.
-малые подвижные игры
Цель: воспитание физических качеств (быстрота, ловкость)
Задача: закреплять знания детей правил игр, добиваться правильного их выполнения.
Февраль
Тема: Техническая подготовка.
Базовые упражнения:
-элементарные позы
движения отдельными частями тела.
Цель: во всех формах организации двигательной деятельности, развитие у детей организованности, самостоятельности.
Март
Тема: Специальные упражнения :
-упражнения в равновесии (стойка на носках).
-волны (вертикальные и горизонтальные)
-вращения (переступанием, скрестные).
Цель: умение правильно выполнять упражнения, держать равновесие
Аперель
Тема: Упражнения с мячом
- беседа, просмотр фото, иллюстраций,
- подвижные игры под музыку
- передача
-ловля
Цель: закрепление умения сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой или левой рукой на месте.
Май
Тема: Подведение итогов пройденного за год материала
Цель: поддержание интереса детей к различным видам спорта.
Задача: сообщать им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны.
2 год обучения
Сентябрь
Тема:
Прыжковые упражнения :
- выпрямившись
- прогнувшись
- со сменой ног (спереди, сзади)
Цель: совершенствование умения прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка.
Октябрь
Тема:
Танцевальные упражнения:
- шаг на полупальцах
-бег на полупальцах
-мягкий шаг
- высокий шаг
-пружинящий шаг
- приставной шаг.
Цель: формирование чувства красивого, умения правильно выполнять упражнения.
Ноябрь
Тема:
Акробатика: (для мальчиков, занятия отдельно от девочек)
- стойка на лопатках
- коробочка
- полушпагат
-мост из положения лежа
- мост из положения стоя с поддержкой
Цель: расширение представления и знания о пользе акробатических упражнений, формирование умения сохранять правильную осанку. Держать равновесие.
Декабрь
Тема:
Упражнения со скалкой:
-качания и махи скалкой
- перепрыгивания
-прыжок вперед
-прыжок назад
- вращения – назад.
Цель: обеспечение овладения дошкольниками двигательными умениями и навыками.
Задача: создать условия для разностороннего развития детей и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.
Январь
Тема:
Упражнения с мячом:
- перекаты по полу
- бросок и ловля двумя руками
- бросок с отбивом о стену
- бросок одной рукой и ловля двумя
- отбивы о пол
- перекат по рукам
- переброски
Цель: формирование навыков у детей в правильном использовании мяча в предлагаемом упражнении, знать основные движения с мячом.
Февраль
Тема: Музыкально – ритмическая подготовка:
Понятия
- музыкальный ритм
-музыкальный темп
- воспроизведение характера
музыки посредством движений
- музыкальные игры
Цель: развитие ритмичность и координированности движений детей, способствованию музыкальному сопровождению.
Март
Тема: Танцевальные движения с лентой:
(для девочек, занятия отдельно от мальчиков)
- беседа, рассматривание иллюстраций
- махи в боковой плоскости
- махи в горизонтальной плоскости
- змейки с лентой: вертикальная, горизонтальная, горизонтальная по воздуху.
Цель: Формирование двигательных навыков и умений как отдельных двигательных действий и в сочетании.
Задача: развивать умение переходить от выполнения одних движений к выполнению других.
Апрель
Тема:
Упражнения с обручем:
- беседа, рассматривание фото
- способы удержания обруча и варианты их изменения
- повороты обруча.
Цель: развитие физических качеств, и способность заниматься с обручем.
Май
Тема:
Показательные выступления: Подготовка номеров для выступления на различных мероприятиях
Цель: привитие интереса к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Список используемой литературы:
1. Программа «Старт» (Л. Я. Яковлева, Р. А. Юдина) / М. 2003г.
2. С. Б. Шарманова «Применение средств художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста. /Челябинск-2007г.
3. Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов/ М. -2003г. «Физическая культура - ритмические упражнения, хореография и игры» М. -2003г.