Елена Чаус
Дополнительная общеразвивающая программа по конструктивно-модельной деятельности «Эколята-мастерята» (стартовый уровень)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для реализации работы с дошкольниками по направлению «Конструктивно-модельная деятельность» (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Содержание программы соответствует ФГОС дошкольного образования, целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №12».
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по конструктивно-модельной деятельности „Эколята-мастерята“ (стартовый уровень)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Темочки
По направленности программа – техническая.
Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представления о ее хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них еще не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача – сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. Любовь к природе помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Чувства и ум ребенка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так необходимо воспитание экологической культуры у дошкольников, ответственного отношения к природе, сопереживания ей, понимания неразрывной связи человеческого общества, живой и неживой природы.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру». Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. В ней прослеживается связь с экологической, художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой, в нем также отражается окружающая экологическая действительность. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала или делать из бумаги различные поделки и т. д., но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Конструктивно-модельная деятельность способствует практическому познанию пространственных отношений, взаимосвязи человека и окружающей действительности. Это средство нравственного воспитания дошкольников, т. к. в процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться и работать дружно, не мешая друг другу. Такое многостороннее значение в воспитании детей эколого-конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и экологических знаний и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Цель программы : формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерностях и взаимосвязях природных явлений, взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека через развитие навыков технического творчества у дошкольников.
Задачи программы :
личностные:
• формировать активную гражданскую позицию на основе элементарных экологических знаний;
• формировать морально-нравственные нормы на основе приобщения к родной природе;
• формировать основы познавательной и исследовательской деятельности;
• формировать стремление к умственной деятельности;
• приобщать к миру технического и художественного изобретательства;
• способствовать созданию полноценных условий для развития конструктивных способностей детей в рамках экологического воспитания;
• воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых;
• формировать представления детей о здоровом образе жизни;
метапредметные:
• учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
• развивать активность, самостоятельность, ответственность;
• активизировать развитие познавательно-речевых способностей;
образовательные (предметные) :
• учить детей видеть конструкцию предметов, анализировать их с точки зрения практического назначения, выделять основные части, устанавливать функциональное назначение каждого из них, определять соответствие форм, размеров;
• учить детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения;
• развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников, дающие возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, различные жанры декоративно-прикладного искусства и т. д.);
• формировать экологическую, социально-коммуникативную, информационную и технологическую компетенции.
Программа направлена на развитие конструктивных и художественных способностей детей. Главное в программе – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчество с взрослыми. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к природе, архитектуре, миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам. Содержание программы способствует расширению единого образовательного пространства, которое предоставляет широкие возможности для реализации инновационных подходов к построению воспитательного процесса, формированию у детей социальных положительных качеств, способствующих морально-нравственному и культурному становлению личности.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип комплексно-тематического планирования материала;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, пейзажи, схемы, рисунки и т. д. ;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- целостности интеграции образовательных областей программы дошкольного образования – включение содержания программы во все виды детской деятельности, что позволяет решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности;
- практической направленности;
- экологического гуманизма.
Адресат программы – дети 5-6 лет (старшая группа).
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги и природного материала. Они осваивают два способа конструирования : 1) от природного материала к художественному образцу; 2) от художественного образца к природному материалу.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
Продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Совершенствуются звуковая сторона речи и грамматический строй. Развивается связная речь.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Программа рассчитана на один год и предназначена для работы с детьми старшей группы. Объем программы – 32 часа.
Форма обучения – очная.
Форма организации – групповая. Состав группы – постоянный, одновозрастной.
Общее количество часов в год – 32. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность – 25 мин.
Планируемые результаты освоения программы :
воспитанники должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- технологию соединения деталей различными способами;
- свойства и особенности различных материалов.
воспитанники должны иметь представление:
- о строительных элементах и их конструктивных свойствах;
- о разных видах конструкторов;
- о плоскостном моделировании;
- о планах, схемах и чертежах;
- о монтаже и демонтаже;
- о природных материалах и их использовании;
воспитанники должны уметь:
- организовывать рабочее место;
- готовить к работе разные материалы, распределять их;
- свободно комбинировать различные материалы;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы;
- выполнять соединение деталей различными способами;
- строить по словесной инструкции, по темам, по замыслу, по готовым чертежам, схемам;
- конструировать из бумаги, складывая ее пополам с совмещением противоположных сторон и углов, по диагонали;
- использовать природный материал при выполнении аппликационных и объемных работ;
- анализировать свои и чужие постройки;
- работать коллективно;
формирование экологической, социально-коммуникативной, информационной и технологической компетенций;
формирование и развитие личностных качеств: любознательности, активности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости;
личностные результаты:
- формирование активной гражданской позиции, морально-нравственных норм на основе элементарных экологических знаний и приобщения к родной природе;
- формирование основ познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, интереса к конструированию из разных материалов;
- приобщение к миру технического и художественного изобретательства;
- развитие конструктивных способностей детей в рамках экологического воспитания;
- уважение к профессиям и труду взрослых;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
метапредметные результаты:
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- развитие активности, самостоятельности, ответственности;
- активизация познавательно-речевых способностей;
образовательные (предметные) результаты:
- формирование знаний о конструкции предметов, их основных частях, назначении и пространственном расположении;
- закрепление и расширение знаний о строительных деталях, природных материалах и их свойствах, строительных профессиях.
Формы аттестации: выставки, творческие работы, рассказы детей, продуктивная деятельность, самодельные подарки для мам и пап.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – табель посещаемости.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов – диагностическая карта по конструктивно-модельной деятельности дошкольников.
Материально-техническое обеспечение программы. Занятия по программе проводятся в помещении группы. Для организации детской деятельности большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. Она содержит следующие компоненты:
- наборы конструкторов;
- дидактические игры;
- дидактические и наглядные пособия;
- материалы для продуктивной деятельности;
- природные материалы;
- иллюстративный и фотоматериал;
- литературный материал;
- технические средства обучения.
В группе созданы Центр конструктивной деятельности, Центр экологии и Центр экспериментирования, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания и совершенствовать умения, свободно конструировать и моделировать. Предлагаемый детям материал в обязательном порядке меняется в зависимости от изучаемых тем.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет воспитатель высшей квалификационной категории Чаус Е. В.
Методическое обеспечение программы :
методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный; методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
форма организации образовательного процесса: групповая;
формы организации учебного занятия: практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская;
педагогические технологии: технология группового обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология;
алгоритм учебного занятия: тема, цель, задачи, предварительная работа, организационный момент, работа по теме занятия, итог занятия.
дидактические материалы: раздаточные материалы, природные материалы, инструкционные карты, схемы, чертежи, образцы, дидактические и словесные игры, дидактические и наглядные пособия, иллюстративный материал, альбомы, литературный материал, макеты, технические средства обучения.
Содержание учебного плана старшей группы
Октябрь
Тема 1. Гараж для машины.
Теория: Создание постройки, отвечающей определенным требованиям.
Практика: Конструирование из строительного материала.
Тема 2. Колючий недотрога.
Теория: Работа с шаблоном и мелкими деталями из природного материала.
Практика: Конструирование из природного материала (ежик).
Тема 3. Фигуры-силуэты.
Теория: Представления о схемах рисунков и использовании счетных палочек. Создание целого предмета из отрезков.
Практика: Конструирование из счетных палочек.
Тема 4. Пакетик для семян.
Теория: Базовая форма – треугольник. Сгибание квадрата по диагонали.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами).
Ноябрь
Тема 1. Мосты для транспорта.
Теория: Виды мостов и элементы их конструкций.
Практика: Конструирование из строительного материала.
Тема 2. Цапля.
Теория: Форма предмета, соотношение размеров деталей.
Практика: Аппликация из мелкого природного материала.
Тема 3. Сказка о зайке и мишке.
Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.
Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.
Тема 4. Грибочки.
Теория: Сгибание квадрата по диагонали и пополам. Скругление углов.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации).
Тема 5. Мост для пешеходов.
Теория: Виды мостов и элементы их конструкций. Постройка, отвечающая определенным требованиям.
Практика: Конструирование из строительного материала.
Декабрь
Тема 1. Катер.
Теория: Детали конструктора. Коллективная работа.
Практика: Конструирование из строительного материала.
Тема 2. Сова.
Теория: Шишки и поделки из них.
Практика: Конструирование из природного материала.
Тема 3. Сказка о ежике.
Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.
Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.
Тема 4. Корзиночка.
Теория: Сгибание квадрата на три равные части. Разрезание по линии сгиба.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации).
Январь
Тема 1. Зимние гости.
Теория: Скульптуры из снега животных наших лесов.
Практика: Конструирование из снега.
Тема 2. Веселые поросята.
Теория: Простая сюжетная картинка с использованием засушенных листочков.
Практика: Аппликация из природного материала.
Тема 3. Заюшкина избушка.
Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.
Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.
Тема 4. Кошечка.
Теория: Базовая форма – треугольник. Сгибание угла внутрь.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами).
Февраль
Тема 1. Снежная крепость.
Теория: Целевые постройки из снега.
Практика: Конструирование из снега.
Тема 2. Лодочка.
Теория: Лодки и их строение. Использование частей природного материала.
Практика: Аппликация из природного материала.
Тема 3. День защитника Отечества.
Теория: Символика. Тематические картинки и схемы.
Практика: Конструирование из счетных палочек.
Тема 4. Солнышко.
Теория: Базовая форма – воздушный змей.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации).
Март
Тема 1. Мебель для кукол.
Теория: Виды мебели, их назначение.
Практика: Конструирование из строительного материала.
Тема 2. Утята.
Теория: Разные виды природных материалов, их использование, крепление.
Практика: Конструирование из природного материала.
Тема 3. Гуси-лебеди.
Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.
Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.
Тема 4. Рыбки.
Теория: Базовая фигура – двойной треугольник.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами).
Апрель
Тема 1. Многоэтажный дом.
Теория: Представления о разных видах зданий. Особенности многоэтажных домов.
Практика: Конструирование из строительного материала.
Тема 2. Лебедь на пруду.
Теория: Фактура и форма природных материалов, их значение для создания поделок и общей композиции.
Практика: Конструирование из природного материала.
Тема 3. Кот, петух и лиса.
Теория: Представления о форме предметов и аналогии с геометрическими фигурами. Плоскостное моделирование.
Практика: Моделирование и обыгрывание сказки с помощью геометрических фигур.
Тема 4. Уточка.
Теория: Базовая модель – воздушный змей. Сгибание и вытягивание.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами).
Май
Тема 1. Улицы нашего города.
Теория: Схемы и чертежи, их применение. Макет улицы (упрощенный).
Практика: Конструирование из строительного материала.
Тема 2. Кто спрятался в траве?
Теория: Обобщение и систематизация знаний детей по программе.
Практика: Аппликация из природного материала.
Тема 3. Бабочка-красавица.
Теория: Сгибание с отступом от диагонали.
Практика: Конструирование из бумаги (оригами).
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ТЦ Сфера, 2000.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. – М. : ТЦ Сфера, 2001.
5. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006.
8. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007.
9. Петрова И. М. Объемная аппликация. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
10. Петрова И. М. Аппликация для дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
11. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2007.