Петраченко Мария Олеговна
Дополнительная общеразвивающая программа в образовательной области «Речевое развитие» по формированию правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа (образовательная область «Речевое развитие»)
«Говорушки"
Возраст обучающихся: 4-7лет
Срок реализации программы:1год
Автор составитель:
Учитель-логопед
Петраченко Мария Олеговна
Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарный учебный график
4. Методическое обеспечение программы
5. Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа в образовательной области „Речевое развитие“ по формированию правильной речи» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В возрасте 3-5 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка, означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Но малышам не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки не редко заменяются мягкими («зяйка»вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например:«лисапет»—велосипед,«пигин»—пингвин,«тевелизол»—телевизор,«мисанел»—милиционер,«кафета»—конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев,О. В. Правдина,М. В. Фомичева,Л. С. Волкова,С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева,Г. В. Чиркинаидр.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
К ним относятся:
• Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что неменее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
• Формирование правильного речевого дыхания; Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
• Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что–то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Направленность (профиль) программы коррекционно-развивающая.
Актуальность данной программы связана с правительственной Стратегией модернизации образования.
На современном этапе образования ведущими видами деятельности дошкольных образовательных учреждений являются – подготовка детей дошкольного возраста к школьному образованию, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие и воспитание духовно-нравственных качеств.
Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, высокая степень индивидуализации, реализации воспитательной функции образования.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования детей, взаимодействия с общественными организациями и других факторов.
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В связи с модернизацией образования, возникла потребность в разработке программы по дополнительному образованию, предназначенной для развития и воспитания каждого ребенка высоконравственным, ответственным, творческим, инициативным гражданином России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1, через устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста, формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими.
Программа по дополнительному образованию «Говорушки» нацелена на реализацию индивидуального подхода в образовании, в рамках которого каждый ребёнок наделяется безусловным правом активно реализовать свой потенциал.
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 4-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР, сохранным слухом, интеллектом. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, исправить легкие нарушения речи (НР, способствует подготовке дошкольников к обучению в школе, развитию их творческого потенциала (по способностям и интересам).
Настоящая программа разработана с учетом социального заказаи составлена для детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы)При составлении программы были использованы следующие материалы:«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», Н. В. Нищева. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.;Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., 2014. Содержание программы, составлено исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения, а также из собственного опыта;НищеваН. В. «Современнаясистемакоррекционнойработывгруппекомпенсирующейнаправленностидлядетейс нарушениями речи с 3до7 лет.» 2016г.
Программа дополнительного образования дошкольников «Говорушки» ориентирована на детей в возрасте 4-7 лет, имеющие незначительные нарушения речи.
Объем программы – 36 учебных часов.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий по программе - практические занятия, сюжетно - ролевые игры, и другие виды учебных занятий.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – Программа кружка «Говорушки» предназначена для проведения занятий с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп 2 раза в неделю во второй половине дня.
Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация–обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Познание–беседы дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи,потекши,сказки).
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений,игр.
5. Социализация–приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
6. Здоровье–укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения,физминутки,самомассаж для укрепления физического здоровья детей
7. Художественное творчество–развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование,конструирование)
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25 минут, с группой детей–8-10 человек.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д, песочная терапия идр.)
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей–веселый Фима,у которого много друзей средиживотных и не только. По мере изучения тем,дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Фима:жирафомЖужей,змейкой Шушей,лошадкой Динь-Динь,лягушкой Квакушей,ушастиком Феней и др. Эти персонажи–логопедические игрушки–некоторые из них надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:
• Закон РФ об образовании.
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Типовое положение о МБДОУ.
Цель работы кружка: Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
В коррекционную систему обучения и воспитания детей с нарушениями речи положены следующие принципы:
принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;
принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);
принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Ожидаемые результаты
сформированная правильная артикуляция звуков речи в различных фонематических позициях;
повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
укрепление произвольного и слухового внимания;
расширение рамок общения с помощью мимики, жестов, слов, фраз
коррекция лексико-грамматической стороны речи;
возникновение устойчивых предпосылок для формирования связанной речи.
Условия реализации программы
методы реализации:
1. Правильный образец педагога.
2. Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т. д.)по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Форма контроля– мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы. Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с помощью альбома экспресс-диагностики «Тверская О. Н., Кряжевских Е. Г. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс-диагностика».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы:
Ребенок с развитой координированной работой артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) и мелкой моторикой;
Ребенок, фонетически правильно оформляющий звуковую сторону речи в соответствии с возрастной нормой;
Ребенок со сформированной просодической стороной речи (дыхание, голос, дикция);
Ребенок с развитым слуховым восприятием, вниманием, памятью, речевым слухом;
Ребенок, грамматически правильно оформляющий самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Ребенок, владеющий навыками диалогической речи;
Ребенок с адекватной самооценкой;
Ребенок, уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических
процессов, внимания, памяти.
Дыхательные упражнения (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
Постановка звуков разными способами.
Автоматизация звуков в речи.
Дифференциация звуков в речи.
Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования
связной речи.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж
кистей рук.
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения
используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок
терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми
прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания
детей на занятии применяются средства ИКТ.
Этапы коррекционной работы по звукопроизношению
I. Подготовительный этап
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в
играх и специальных упражнениях;
в) формирование физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом
пальчиковой гимнастики.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектов звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие [с], [з], [ц], [с ], [з ];
шипящий [ш];
шипящий [ж];
шипящие [ч], [щ].
сонор [л];
соноры [р], [р ];
Способ постановки
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», Желобок»,
«Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
для [р], [р ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,
«Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»;
для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (может
проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):
а) [з], [ш], [ж], [с ], [з ], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем
в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
б) [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и
со стечением согласных;
в) [р], [р ] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию языка.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по
следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
4). Автоматизация звуков в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в
отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стихи с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
С — З, СЬ — Ц, С — Ш;
Ж — З, Ж — Ш;
Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;
Щ — С, Щ — ТЬ, Щ — Ч, Щ — Ш;
Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и
синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и
памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых
звуков.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
наглядность
сознательность и активность
доступность и мера
научность
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
систематичность
последовательность
прочность усвоения знаний
связь теории с практикой
воспитание в процессе обучения, вариативный подход.
Приемы и технологии, используемые в МБДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей :
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.
Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.
Игровая деятельность:
1. Сюжетно-ролевые игры.
2. Настольно-печатные игры.
3. Дидактические игры.
4. Словесные игры.
Изобразительная деятельность:
1. Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, просмотр видеофильмов.
2. Оформление тематических выставок в уголке изобразительной деятельности.
3. Занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
4. Ручной труд.
5. Самостоятельная деятельность.
6. Совместная деятельность.
7. Дидактические, настольно-печатные игры.
Музыкальная деятельность:
1. Слушание.
2. Пение.
3. Музыкально-ритмические движения.
4. Хороводы.
5. Игра на музыкальных инструментах.
6. Музыкально-дидактические игры.
7. Занятия.
8. Самостоятельная деятельность
9. Совместная деятельность
10. Аудиозаписи
11. ТСО
Театрализованная деятельность:
1. Разные виды театров
2. Драматизации
Основные направления образовательной работы
Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
развитие артикуляционной моторики речевого дыхания
постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков
Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия.
Обогащение активного и пассивного словаря.
Формирование правильного лексико- грамматического строя речи
Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
Полную программу можно увидеть на сайте МБДОУ.