Токбаева Дана Муаедовна
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика до школы» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи обучающие:
• обучить детей основам музыкально-двигательной культуры;
• обучить умению чувствовать музыкальный ритм и стиль.
Задачи развивающие:
• создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности, развивать их творческие способности;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Ритмика до школы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
• развивать физические возможности детей, двигательные качества и умения: гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, силу, выносливость, умения согласовывать движения тела с музыкой;
• развивать у детей танцевальные способности, интерес к танцевальной деятельности.
Задачи воспитательные:
• воспитывать личностные качества: вера в свои силы, дисциплинированность, ответственность;
• воспитывать у детей уважение к хореографическому искусству, народным истокам;
• воспитывать навыки культурного общения в коллективе.
Особенностью данной программы, ее спецификой является, то что хореография не является самоцелью, а лишь средством формирования нравственных основ личности.
В танцевальном кружке дети занимаются вне зависимости от их танцевальных данных. В содержании программы заложен такой материал, который доступен для освоения любому ребенку. Впоследствии я уже сама осуществляю дифференцированный подход к разным обучающимся и варьирую уровень сложности элементов, давая каждому проявить свои способности. Занятия направлены на раскрепощение детей и их личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных программ, которые в основном строятся в рамках какого-то одного направления, этот курс дает возможность овладеть разнообразием стилей, что в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности.
Программный материал изложен с учетом возрастных особенностей детей, их физической и психологической подготовки. Освоение материала идет последовательно, но каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. Основная задача – научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, побудить желание танцевать.
Программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет. Принимаются в объединение все желающие физически здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности.
Программа «Ритмика до школы» рассчитана на 1 год обучения. Она включает в себя материал по основным разделам хореографического искусства:
• ритмика;
• танцевальная азбука;
• танцевальные игры;
• репетиционно-постановочная работа.
В первый раздел «Ритмика» включены танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело, вводятся элементы и понятия музыкальной грамоты, те, которые встречаются в хореографии.
Во втором разделе «Танцевальная азбука» вводятся элементы экзерсиса, упражнения которого подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы. Также в раздел включены элементы танца, разучиваемого в этом модуле (народный, бальный, эстрадный). Использование различных танцев позволяет развивать координацию ног, корпуса, рук.
Третий раздел «Танцевальные игры». Игра — это очень важный элемент в работе с детьми. Игра – основная деятельность детей в этом возрасте, поэтому играть с ними нужно. Причем желательно привнести игру в работу, так, чтобы выполняя какую-то педагогическую задачу, дети думали, что это, просто игра. Программа включает игры, способствующие развитию пантомимики, выразительности поз, жестов, фантазии, образного мышления, творческих способностей детей.
Четвертый раздел «Постановочная и репетиционная работа» пронизывает весь образовательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности.
Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям обучающихся, но и учитывать их возрастную психологию.
На занятиях логически сочетаются все виды деятельности: ритмика (прослушивание и анализ музыки, упражнения, репетиционная работа и, конечно, игры.
Формы занятий:
• традиционное занятие;
• комбинированное занятие;
• практическое занятие;
• игра, праздник, конкурс;
• репетиция;
• концерт, открытый урок.
• Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится практической репетиционной работе.
Структура занятия состоит из трех частей:
• I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе (разминка). По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
• II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений (упражнения на середине зала, танцевальные движения). По длительности – 2/3 общего времени занятия.
• III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. Поклон.
Занятия проводятся в игровой форме. При закреплении в обучении танцевальным элементам целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа в год. Длительность одного учебного часа для детей-дошкольников составляет 30 мин.
Количество детей в группе 10-15 человек.
Форма организации деятельности воспитанников на занятии:
• фронтальная;
• в парах;
• групповая;
• индивидуально–групповая;
• ансамблевая.
Методы обучения:
• Словесный (объяснения, беседа, замечания)
• Наглядный (личный показ педагога, показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение)
• Практический (выполнение упражнений, движений).
Ожидаемые результаты
Созданные хореографические народно-сценические и эстрадные композиции. Выступление и участие в мероприятиях, концертах, конкурсах.
По окончании года обучения дети должны знать:
• соотнесение пространственных построений с музыкой;
• навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
• такт и затакт;
• простейшую танцевальную терминологию;
• правила постановки корпуса, ног и положение рук, головы у станка;
• понятие о динамических оттенках музыки;
Должны уметь:
• распознавать характер танцевальной музыки;
• исполнять элементы и фигуры разных видов танца;
• исполнять разные виды шагов;
• правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
• исполнять навык легкого шага с носка на пятку;
• выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
• выражать образ в разном эмоциональном состоянии;
• уметь правильно открывать и закрывать руку на талию;
• танцевать простейшие народные, эстрадные, бальные танцы.
Способы определения результативности:
1. Педнаблюдения.
2. Педагогический анализ.
3. После изучения каждой темы на практических занятиях показать, какие приобрели навыки танцевальной деятельности на середине зала.
4. Контрольные упражнение.
5. Танцевальные композиции.
6. Умение создать сценический образ.
7. Постановка законченного танца.
8. Участие в мероприятиях, конкурсах, концертах.
Виды контроля:
1. Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.
2. Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
3. Промежуточный контроль – с целью определения результатов образования.
4. Итоговый контроль - с целью определения изменения уровня развития детей, их способностей.
Форма подведения итогов.
В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация. Аттестация проводится в соответствии с положением аттестации учащихся МБОУ ДО ЦДОД.
Цель аттестации - выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.