Анна Савина
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные салфетки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Волшебные салфетки»
Возрастной диапазон: 5 – 6лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Воспитатель Савина Анна Михайловна
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание образовательной деятельности
3. Учебно-тематический план
4. Тематический план
5. Информационно-методическое обеспечение
6. Приложение
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Волшебные салфетки“» размещена в разделах
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. А салфетка, как один из видов бумаги, остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из салфеток с использованием самых разнообразных техник:
• салфеткокручение
• бумажный комочек
• торцевание
• декупаж.
Задачи кружка:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с салфетками.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с салфетками.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Срок реализации программы : 1 год
Условия реализации программы
Программа реализуется в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Для обучения детей нетрадиционной технике аппликации салфетками созданы необходимые условия: занятия проводятся в групповой комнате.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
-салфетки однотонные;
-салфетки с рисунками;
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-пластмассовый набор чайной посуды;
-бутылки для декорирования;
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- клеенка.
Режим занятий.
• Возраст воспитанников: 5-6 лет
• Количество: 1 раз в неделю (пятница, вторая половина дня
• Продолжительность: 25-30 минут
• Форма организации детей: занятие
Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деятельности предполагает развитие творческих способностей детей по принципу от простого к сложному, и разделена поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;
1 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков из целой салфетки).
2 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации).
3 – «Жгутики» (приём скручивания бумажных полосок)
4 – «Торцевание»
5 – «Создание разных видов цветов» (изготовление полусфер из бумажных салфеток, объёмная поделка)
6 – «Гофротрубочки из салфеток»
7 – «Вышивание салфетками» (торцевание на пенопласте)
Обучение нетрадиционной технике аппликации проводится с детьми 5-6 лет 1 раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в соответствии с тематическим планом.
При организации занятий необходимо соблюдение следующих условий:
• Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил.
• Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
• Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельность.
• Необходимо: Поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами; Ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все»
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои работы и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую направленность.
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к творчеству, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.
Основная часть – непосредственно работа с материалом по теме. Обязательным является проведение физкультминутки (через 10-15 мин. В зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.
«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Количество занятий
1. Волшебная салфетка 1
2. Бумажный комочек 1
3. Гусеница (комочки) 1
4. Корзина с фруктами (комочки) 1
5. Веточка мимозы (комочки) 1
6. Грибок (комочки) 1
7. Дождик и тучка (комочки) 1
8. Веточка рябины (комочки) 1
9. Улитка (скручивание в жгут) 1
10. Морозные узоры (скручивание в жгут) 1
11. Зимнее дерево (скручивание в жгут) 1
12. Новогодняя елочка (жгут и комочки) 1
13. Снегири, синички (жгут и комочки) 1
14. Рыбки в аквариуме (жгут и комочки) 1
15. Снежинка (торцевание) 1
16. Ежик (торцевание) 1
17. Валентинки (торцевание) 1
18. Кактус (торцевание) 1
19. Открытка «Кораблик» 1
20. Декорирование тарелки (декупаж) 1
21. Украшение стаканчика (декупаж) 1
22. Декорирование вазы (декупаж) 1
23. Пасхальный кулич 1
24. Светофор (объемная аппликация) 1
25. Ракета 1
26. Одуванчик (объемная аппликация) 1
27. Лиса (объемная аппликация) 2
28. Салют 1
29. Бабочка 1
Перспективный план
Октябрь
№
п / п Тема занятия Программное содержание
1. Волшебная салфетка Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т. д) Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик.
2. Бумажный комочек Закрепить знания детей о свойствах бумажной салфетки (красивая, легкая, тонкая, сминается, легко рвется).
3. Гусеница (комочки) Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.
4. Корзина с фруктами (комочки) Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Наклеивать комочки бумаги на плоскостную форму в виде груши и яблока.
Ноябрь
№ Тема занятия Программные задачи
1. Веточка мимозы Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу.
2. Грибочек Развивать мелкую моторику рук, научить скатывать комочки из готовых полосок салфеток, воспитывать эстетический вкус.
3. Дождик и тучка Формирование у детей умений конструировать из бумажных салфеток, используя технику скатывания шариков и раскатывания жгутиков
4. Веточка рябины Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
Декабрь
№ Тема занятия Программные задачи
1. Улитка Создание объемной фигурки «улитки» из мягких салфеток методом спирального скручивания.
2. Морозные узоры Способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Закрепить умение скатывать салфетки в жгутики.
3. Зимнее дерево Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность.
4. Новогодняя елочка Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки, развивать способность, к созданию композиции
Январь
№ Тема занятия Программные задачи
1. Снегири Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества.
2. Рыбки в аквариуме Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок, используя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность.
3. Снежинки Развивать творческое воображение и эстетический вкус, формировать навыки работы с бумагой.
Февраль
№ Тема занятия Программные задачи
1. Ежик Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционной техники – торцевание. Создать условия для поддержание интереса к изобразительной деятельности, к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении.
2. Валентинки Учить декорировать готовую рамочку в форме сердечка для подарка своим близким. Учить детей новому приёму торцевание, аппликативной мозаике, из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе.
3. Кактус Обучить детей приемам и способам изготовления кактуса методом торцевания. Совершенствовать навыки работы с салфетками. Воспитывать творческие способности детей.
4. Открытка для пап Закрепить навыки работы с цветными салфетками, ножницами, клеем. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
Март
№ Тема занятия Программные задачи
1. Декорирование тарелки Познакомить детей с техникой по оформлению – декупаж. Формировать творческие способности детей, зрительно-двигательную координацию, чувство меры.
2. Украшение стаканчика Закреплять навыки обрыванию бумаги (салфетки, умение создавать композицию, сочетая элементы по цвету и рисунку, правильно наклеивать элементы, намазывая клей кистью поверх элементов.
3. Декорирование вазы Закрепить знания техники декупаж.
4. Пасхальный кулич Создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества.
Апрель
№ Тема занятия Программные задачи
1. Светофор Закреплять у детей знания о ПДД через изготовление поделки. Развивать мелкую моторику.
2. Ракета Учить мастерить объемную поделку. Закрепить знания о космосе. Развивать мелкую моторику.
3. Одуванчики Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата.
4. Лиса Заинтересовать детей самостоятельным выполнением игрушки. Побуждать ориентироваться в готовой выкройке, умело пользоваться ножницами
Май
№ Тема занятия Программные задачи
1. Лиса Развивать мелкую моторику рук. Упражнять детей в образовании существительных, обозначающих детенышей животных. Воспитывать усидчивость.
2. Салют Развивать творческое воображение и эстетический вкус, формировать навыки работы с бумагой
3. Бабочка Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями.
4. Разноцветный зонтик Закрепить знания о свойствах салфеток, разновидности техник работы с салфетками. Развивать моторику рук.
Используемая литература:
«Волшебные комочки» : Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.
«Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.
«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.
«Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова