Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр и дети»

Оксана Жихарева
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Каменское

Елецкого муниципального района Липецкой области

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Театр и дети»

Возрастная категория детей: 6-12 лет

Срок реализации программы : 1 год

Составитель программы :

Жихарева Оксана Николаевна,

учитель

с. Малая Боевка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Театр и дети“» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр и дети» (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:

• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Конвенции о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года;

• Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14

• Устава;

• Других локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения.

Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса детей и подростков, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна Программы.

Новизна программы заключается в том, что для достижения наилучших результатов на занятиях используются не только традиционные художественные средства (работа со словом, обучение выразительному чтению, но и другие возможности для творчества. (Знакомство с отдельными традициями развития театрального искусства : от античности до наших дней; просмотр отдельных спектаклей (в записи) с последующим их обсуждением; создание мини-сочинений «Как бы я сыграл роль…»; эскизов костюмов и декораций на бумаге с последующим обсуждением.)

В Программе представлен особый, более широкий комплексный подход к реализации цели и задач обучения театральному искусству. Представленная Программа является авторской и разработана для учащихся 1 – 6 классов общеобразовательной школы в возрасте 6 – 12 лет.

Актуальность Программы.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого реб нка рождает радость от осознания красоты. Вс это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Театр помогает реб нку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать за жизнью и анализировать поступки людей; развивает память сердца и способствует развитию образного мышления. Он учит чувствовать и понимать красоту окружающего мира, воспитывает чувства добрые, способность сопереживать и сочувствовать окружающим, прививает художественный вкус.

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что занятия в театральной студии развивают подрастающее поколение: детей знакомят с величайшими творениями русских и зарубежных писателей-драматургов; дети получают знания об истории театра, выполняют творческие задания и участвуют в постановках пьес. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их художественно - творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности. Общение школьника со сверстниками воспитывает коллективизм и ответственность за общее дело, оказывает положительное социальное влияние в построении взаимоотношений детей друг с другом.

Цель программы :

создание условий для личностного роста и социально - психологической адаптации в школе, для развития гармоничной личности, способной к дальнейшей творческой самореализации.

Задачи программы :

а) образовательные

формировать выразительность речи, обучать приемам работы над дикцией, голосом, интонацией;

обучить правилам работы с партнером, реквизитом, сценической установкой;

содействовать приобретению первичных актерских навыков.

б) развивающие

развивать личностные и творческие способности воспитанников;

развивать память и внимание;

развивать и совершенствовать пластику и координацию движений;

развивать и совершенствовать фантазию.

в) воспитательные

воспитывать необходимые качества, которые позволят учащимся быть конкурентоспособными в современном мире;

создавать условия для позитивной интеграции личности в окружающий мир и ее социализации;

формировать позитивное отношение к партнеру по коммуникации, навыки толерантного поведения.

Отличительные особенности Программы.

Программа осуществляет индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных возможностей и интересов.

Практической подготовке отводится большее количество времени, в отличие от теоретической, по причине особенной специфики работы детского объединения.

Программа предусматривает три основных вида занятий: теоретическое, практическое (репетиции и прогоны) и выход (спектакль).

Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках праздников, фестивалей, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям детского объединения.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Объединение «Театр и дети» представляет собой коллектив учащихся разного возраста, увлечённых единым делом и положительно влияющих друг на друга и на окружающих. Успешным занятиям способствует общее дело – любовь к театру, дружба, товарищество и взаимопомощь. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Возраст детей – 6 - 12 лет. Это учащиеся 1- 6 классов. Разница в возрасте не оказывает существенного влияния на работу в объединении.

Наполняемость в группе предполагает: 10-15 человек.

Особенности набора детей в объединение: наличие художественных способностей, актерских данных и желание самого ребенка заниматься в театральном кружке.

Деятельность учащихся осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения в разновозрастных творческих объединениях по интересам, которые организуются на основании учета интересов детей, потребностей семьи. Каждый учащийся имеет право одновременно заниматься в нескольких объединениях, менять их.

Планируемые результаты освоения Программы

Предметные результаты:

знание основных правил поведения на сцене во время репетиции;

знание правил действий во время выступлений;

знание основных правил работы с партнером, реквизитом, сценической установкой;

знание видов театрального искусства, основ актёрского мастерства;

приобретение элементарных актерских навыков;

приобретение навыков выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности при чтении рассказов, сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание Программы

Курс «Театральное искусство». (22ч)

1. Основы театральной игры (4 часа)

Теория. Изучение понятий: подражание, инсценировка литературного произведения, сценическая задача. Знакомство с основными выразительными средствами театральных жанров : слово, актерская игра, пение, движение, танец.

Практика. Рассказы детей о себе. Утверждение состава группы. Анализ предложений по организации занятий и созданию сценария. Общеразвивающие игры : «Веселые обезьянки», «Зеркало», «Телепаты», «Пишущая машинка», «Испорченный телефон».

Специальные театральные игры : «Угадай, что я делаю», «Превращение предмета», «День рождения». Импровизация на заданные темы, сочинение этюдов.

2. Сценическое движение (9 часов)

Теория. Пластика и танец. Поза, жест, мизансцена и ее виды. Театральная мимика

Практика. Игры на развитие двигательных способностей: «Ходьба с изменениями», «Переходы», «Марионетки», «Муравьи».

Музыкально-пластические импровизации: «Осенние листья», «Бабочки», «Заколдованный лес», «Умирающий лебедь».

Создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений, мимики и жестов.

3. Сценическая речь (8 часов)

Теория. Технология формирования речи: дыхание, голосовые связки, артикуляционный аппарат. Виды дыхания: грудное, брюшное, диафрагмальное. Речевой звук: сила и динамика. Артикуляция и дикция. Интонация. Логика речи.

Практика. Дыхательная гимнастика: «Игра со свечкой», «Явления природы». Артикуляторная гимнастика: упражнения «Трубочка», «Часики», «Горка», «Конфетка», «Пулемет». Игра на расширение диапазона голоса «Самолет». Скороговорки.

4. Промежуточная аттестация (1час)

Курс «Сценография и техника сцены». (5ч)

1. Сценография и техника сцены (4 часа)

Теория. Костюм: история костюма, принципы проектирования, виды материалов для изготовления костюмов. Реквизит и бутафория, проектирование и изготовление. Музыкальное оформление: фонограмма, шумы. Шрифтовой дизайн: афишки, программки. Гримм в театре.

Практика. Творческие работы. Рисунки, макеты декораций, костюмов. Изготовление декораций, костюмов, афишек, программок. Подбор музыкального сопровождения, фонограммы.

2. Промежуточная аттестация (1 час)

Курс «Постановка спектакля». (11ч)

1. Постановка спектакля (10 часов)

Теория. Драматургия сценария: зкспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Этапы работы над ролью.

Практика. Анализ сценария. Читка пьесы.

Репетиции: отдельных пьес, отдельных актов. Репетиция всего спектакля.

2. Итоговая аттестация (1 час)

Презентация спектакля.

Учебный план

№ Наименование курса Всего часов В том числе

теория практика

1. Театральное искусство 22 5 17

2. Сценография и техника сцены 5 1 4

3. Постановка спектакля 11 2 9

Итого: 38 8 30

Формы промежуточной аттестации

Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения.

Текущий контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков. С целью повышения ответственности и заинтересованности ребят в усвоении материала, своевременного выявления отстающих, а также опережающих обучение, в течение года проводятся несколько контрольных занятий - это контрольное прослушивание, творческие отчеты в виде концертов, смотров.

Промежуточная аттестация проводится после изучения каждого курса «Театр и дети» с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы. Оценка результативности – показ лучших сценических историй этюдов, упражнений.

Итоговая аттестация – презентация спектакля, участие в концертах и конкурсах.

Календарный учебный график

1. Продолжительность учебного года:

Продолжительность учебного года – 38 недель.

Общее количество часов в год – 38ч.

2. Календарь занятий

Этапы образовательного процесса 1 год обучения

Начало учебного года 01 сентября

Промежуточная аттестация Вторая неделя февраля

Третья неделя марта

Последняя неделя мая

Окончание учебного года 31 мая

Каникулы зимние 1-8 января

Каникулы летние 1 июня – 31 августа

3. Регламент образовательного процесса:

Продолжительность учебной недели – 6 дней.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

4. Режим занятий

Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора школы.

Расписание занятий составлено с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении. Между началом занятий в объединении и последним уроком в 1-9 классах устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Продолжительность занятия – от 30 до 45 минут.

5. Режим работы учреждения в период школьных каникул.

Работа с учащимися осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Занятия в период школьных каникул проводятся по временному, утвержденному директором школы расписанию, составленному на указанный период.

Оценочные и методические материалы

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.

В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют практическую работу по театральной деятельности. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество работы над сценическим исполнением, дикцией, интонацией, умению правильно держаться на сцене и т. д. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.

Результаты освоения разделов Программы заносятся в протокол.

ПРОТОКОЛ

результатов промежуточной аттестации

20___/20___учебный год

Творческое объединение

Образовательная программа

Наименование курса

Количество учащихся в объединении

ФИО педагога

Дата проведения аттестации

Форма проведения аттестации

Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность)

Результаты аттестации

№ п/п ФИО учащегося Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Дата внесения результатов в протокол ___

Подписи членов аттестационной комиссии: ___

Программно-методическое оснащение

Раздел Программы Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидакти-ческий материал Оборудование и техническое оснащение занятий Формы подведения итогов

Курс «Театральное искусство».

Групповая

Индивидуальная Игровые, практические, словесные, наглядные репродуктивные,

частично-поисковые

Наглядные пособия, карточки, таблицы, иллюстрации Мяч, игрушки, компьютер, проектор, карточки со скороговорками, аудиозаписи сказок, рассказов, музыкальный центр, телефизор, DVD –плеер. Анкетирование, выступления на школьных праздниках, конкурсы чтецов. Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений

Курс «Сценография и техника сцены». Групповая

Индивидуальная Игровые, практические, словесные, наглядные репродуктивные,

частично-поисковые Наглядные пособия, карточки Иллюстрации, бутафория, реквизит, костюмы,

декорации, компьютер, проектор,

аудиозаписи,

фонограммы, музыкальный центр, микрофоны Выставка костюмов, рисунков, декораций.

Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений

Курс «Постановка спектакля» Групповая

Индивидуальная Игровые, практические, словесные, наглядные репродуктивные,

частично-поисковые Наглядные пособия, карточки Театральный реквизит, костюмы, декорации, художественное и музыкальное оформление, музыкальный центр, микрофоны

Презентация спектакля, участие в концертах и конкурсах

Материально-техническое оснащение

Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементов театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектаклей необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы, парики.

Технические средства для реализации программы : Проектор, компьютер, видеозаписи и аудиозаписи сказок и постановок.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография»;

таблицы, схемы «Изготовление декораций».

Раздаточный материал:

карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;

карточки с заданиями к разделу «История театра»;

вспомогательные таблицы.

Материалы для проверки освоения программы :

карточки с заданиями;

творческие задания;

тесты по разделу «История театра».

кроссворды, викторины и др.

В зависимости от рода занятия используются кабинет информатики, библиотека, актовый зал.

Организационно-педагогические условия

Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудованных учебных кабинетов, Перечень имеющегося оборудования Количество, штук

1 2 3 4

1. Актовый зал.

1. Музыкальный центр

2. Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук, аудиосистема)

3. Стойки для микрофонов.

4. Микрофоны.

5. DVD –плеер.

6. Телевизор

7. Запись музыки в режиме «+» и «-».

8. Аудиозаписи сказок, рассказов и др.

9. Цифровой фотоаппарат.

10. Цифровая видеокамера.

11. Костюмы для спектаклей

12. Реквизит для спектаклей

13. Декорации для спектаклей 1

1 компл.

2

3

1

1

Диски

Диски

1

1

Используемая литература

Автор, название,

издательство, год издания

Количество

экземпляров

1 2

1. И. Э. Кох. Основы сценического движения. 38 уроков. Издательство «Искусство». Ленинград. 62с. Москва.

2. Под редакцией В. И. Лейбсона. Лучший учитель - творчество. Издательство «Просвещение». Москва. 1966.

3. Ц. Солодарь. Школьный театр. Первые рубежи. Драматическая повесть в 2 частях, 16 эпизодов. Издательство «Детская литература».

4. Г. В. Дробот. Театр писателей. М. : Сов. Россия, 1981.-160с. - (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» №19).

5. Б. Д. Минаев. Для вас, ребята: Репертуарно-тематический сборник. М. : Сов. Россия, 1986.- 96с. – (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» №4).

6. М. Сторожева, Э. Бобров. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» №3. Одноактные пьесы. Москва «Советская Россия». 1981.

7. Е. Р. Юренева. Писатели улыбаются. М. : Сов. Россия, 1981.- 96с. – (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» №3.

8. А Каранович. Мои друзья куклы. Издательсто «Искусство». Москва. 1971

1

1

1

1

1

1

1

1

Электронные ресурсы

Автор, название,

издательство, год издания

Количество

экземпляров

1 2

1. CD – диск. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная универсальная Российская энциклопедия. 2001.

2. Энциклопедия классической музыки.

3. DVD – диски с записями школьных спектаклей, концертов и т. п. 1

1

10

Интернет - ресурсы

1 https://www.bebiklad.ru

Скороговорки для детей от 4 до 12 лет

2 https://www.ped-kopilka.ru Стихи для детей 6-12 лет о животных

Пословицы и поговорки для дошкольников

3 https://www.tikitoki.ru/

Смешные рассказы для детей

4 https://www. русстрана. рф. /

История возникновения русского театра

5 https://www.festivals.ru/

Фестивали-конкурсы

6 https://dobrye-skazki.ru

Сказки для детей

7 https://рассказа. дети Детские рассказа Николая Носова

Кадровое обеспечение

п/п Сведения о педагогических работниках

фамилия,

имя,

отчество

занимаемая должность какое образовательное учреждение окончил, год окончания, специальность, квалификация по документу об образовании сведения о повышении квалификации (или) профессиональной переподготовке (образовательная организация, наименование образовательной программы, дата выдачи документа о квалификации) Стаж педагогической (научно-педагогической) работы ученая степень, ученое (почетное) звание, квалификационная категория

всего в т. ч. педагогической работы

всего в т. ч. по указанному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

1 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Жихарева Оксана Николаевна Учитель Елецкий государственный педагогический институт, 1999г., «Математика», учитель математики и физики ГАУ ДПО «Институт развития образования», «Реализация образовательных потребностей государства и общества при изучении математики в условиях введения ФГОС», 29.04.2015г. 13 13 - Ученой степени нет, первая квалификационная категория по должности «Учитель», приказ Управления образования и науки Липецкой области от 28.03.2014г. №43

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр и дети»
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 23:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр и дети»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Жихарева (УИ 2797856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД