Валентина Васильева
Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушечка» социально-педагогической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершения в развитие связной речи.
Однако на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь, простые, невыразительные предложения.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Говорушечка“ социально-педагогической направленности» размещена в разделах
Поэтому необходимо обогатить речь ребенка правильными словами и выражениями, чтобы легче высказывать свои мысли. Тем самым позволит шире использовать свои возможности в познании действительности, полноценнее будут взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, его поведение.
В связи с этим возникла необходимость создания программы по развитию речи детей дошкольного возраста с применением театрально-игровой деятельности, которая позволит решать вопросы развития монологической и диалогической речи, активизировать словарный запас ребенка, сформировать умение организовывать общение с людьми, умение внешне выражать свои внутренние эмоции.
Педагогическая целесообразность заключается в создании условий для успешного развития правильной и связной речи, воспитание инициативности ребенка в речевом общении, приобретение социально-коммуникативных навыков. Программа помогает преодолеть неуверенность в себе, способствует появлению возможности чувствовать себя комфортно в общении, добиться понимания и адекватной реакции со стороны сверстников и взрослых. Через использование игровых приемов и тренингов происходит развитие правильной речи, общительности, воображения.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно использовать слова в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность - творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, и в целом, речи.
При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребенка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи.
Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи: учет психологических, возрастных особенностей детей; учет игровой деятельности детей; доступность и конкретность.
Цель дополнительной общеобразовательной программы
Формирование мотивации речемыслительной деятельности через дидактические игры и задания театрально-игровой деятельности.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы
Обучающие
Познакомить с детской литературой, способствовать пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы.
Обогатить и расширить словарный запас детей.
Сформировать первоначальных умений связной речи и речевого общения.
Развивающие
Развивать артикуляционную моторику, фантазию, воображение, память.
Развивать коммуникативную деятельность в целях дальнейшей успешной социализации.
Воспитательные
Воспитывать интерес и любовь к художественному слову.
Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
Отличительные особенности программы
Программа не требует от детей специальных навыков и физических данных, доступна в изучении, легко осваиваема. Через игровую деятельность дети учатся общаться в творческом коллективе, стараются говорить правильно, четко произносят звуки.
Характерной особенностью программы является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с учетом его возможностей и способностей.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 5 до 7 лет.
Возрастные особенности детей
Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Ребенок совершает положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
В это время происходит изменение в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается изобразительность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Общение становится менее ситуативным.
К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Старшие дошкольники свободно используют средства интонационной выразительности, способны регулировать громкость голоса и темп речи. Словарь активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется.
Ребенок старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет осознает себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Он может совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. В это время формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствие своих действий. Благодаря таким изменениям поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
В возрасте 6 - 7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и активно развивается монологическая речь. Ребенок может связно и последовательно пересказывать или рассказывать. Он критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.
Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку к рассказу, новый сюжет, сочиняют загадки, инсценируют отрывки из произведений.
Уровень сложности программы
Исходя из психологических, возрастных возможностей ребенка, содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
стартовый уровень – это создание условий для раскрытия творческих задатков на основе начальных знаний и умений, ознакомление с дидактическими играми, тренингом, упражнениями на дыхание, артикуляцию;
Структурная модель программы
Уровень Наполняемость учебных групп Возраст учащихся, особенности состава Год обучения Режим занятия в месяц, час Объем программы в год, час Особенности организации образовательного процесса
Стартовый 8 5-6 1 2 18 на базе учреждения
Наполняемость: 8 человек
Срок реализации программы : 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: аудиторная.
Основные формы аудиторных занятий: игра, беседа, игровая импровизация, загадки, тренинг и др.
Форма организации занятий: групповая.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в месяц в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Учебно-тематический план (стартовый уровень)
№ Название разделов (или) тем программы
Количество часов Формы вводного, текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего
Теория
Практика
1 Вводное занятие 1 1 - Загадки
2 Речевой этикет 7 1 6 Промежуточная аттестация. Дидактическая игра
3 Юные театралы 6 1 5 Текущий контроль. Наблюдение
4 Эмоции 3 1 2 Наблюдение
5 Итоговое занятие 1 - 1 Промежуточная аттестация. Сюжетно-ролевая игра
всего 18 4 14
Содержание программы (стартовый уровень)
1. Вводное занятие
Теория. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Игра «Давайте познакомимся!» Загадки.
2. Речевой этикет
Теория. Чтение художественной литературы, беседы по содержанию прочитанного. Культура речевого общения. Вежливые слова. Зачем нужна вежливость. Правила ведения диалога. Основные правила для участников диалога.
Практика. Артикуляционная и дыхательная гимнастики. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений, их чтение с разной эмоциональной окраской, громкостью звучания. Разыгрывание мини-диалогов. Промежуточная аттестация. Дидактическая игра.
3. Юные театралы
Теория. Речевые разминки. Развитие техники речи, дикции, управление голосом. Детские импровизации, игры со словом и звуком. Малые фольклорные жанры.
Практика. Упражнения артикуляционной гимнастики. Игровые импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок.
4. Эмоции
Теория. Эмоции, чувства: чем они отличаются и какими бывают. Простые и сложные эмоции. Пальчиковые игры.
Практика. Этюды на выражение различных эмоций. Тренинги мышечного расслабления. Упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
5. Итоговое занятие
Практика. Промежуточная аттестация. Сюжетно-ролевая игра.
Методическое обеспечение программы (стартовый уровень)
№ Название разделов и тем Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий
1 Вводное занятие Беседа
Загадки Словесные
Наглядные Иллюстрации
Муляжи предметов
2 Речевой этикет Беседа
Тренинг Словесные Наглядные Практические Художественная литература
Иллюстрации
3 Юные театралы Беседа
Импровизация Словесные Наглядные Практические Раздаточный материал
Аудиовидеозаписи
4 Эмоции Занятие-фантазия Словесные Наглядные Практические Художественная литература
Иллюстрации
5 Итоговое занятие Сюжетно-ролевая игра Наглядные Практические Художественная литература
Иллюстрации
Система оценки результатов
Ожидаемые результаты
Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы : проявление активности на занятиях; умение слушать и слышать педагога; наличие мотивации к занятиям и доброжелательности друг к другу.
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы : активное использование речевых средств; выполнение упражнений тренинга; умение импровизировать; умение работать в определенном темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Знать: упражнения тренинга, скороговорки, произведения русского народного и литературного творчества.
Уметь: выполнять упражнения тренинга, дыхательную и артикуляционную гимнастику, проговаривать скороговорки. Уметь импровизировать; воспроизводить выученные стихи с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы.
Для проверки освоения программы используются следующие формы контроля:
вводный контроль - загадки;
текущий контроль успеваемости – наблюдение: дидактические игры, артикуляционная гимнастика и др.
промежуточная аттестация – сюжетно-ролевая игра.
Список литературы
для педагога
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян Т. В., Антонова Л. В. // под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2009 - 286 с.
2. Антонова, Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО Дом 21 век, 2007 - 288с.
для учащихся и родителей
1. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие / О. В. Банчина, Н. Ф. Коробова. – АРКТИ, 2008
2. Лифиц, Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие / Е. А. Лифиц, И. В. Лифиц. – М. : Айрис-Пресс, 2010
электронные ресурсы
1. Развитие речи // Международный образовательный портал – МААМ. RU. Режим доступа: https://vk.com/maam_vk (даты обращения 01.06.2020, 04.06.2020, 05.06.2020)
2. Развитие правильной речи// Международный образовательный портал. Режим доступа: metod-sbornik.ru (даты обращения 03.06.2020, 04.06.2020, 05.06.2020)