елена резникова
Дополнительная общеразвивающая программа по бисероплетению «Бусинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по бисероплетению „Бусинка“» размещена в разделах
Поэтому для детей тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Для развития мелкой моторики необходимо чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Моторная ловкость может эффективно развиваться и в различных видах ремёсел.
Мы заметили, что детей привлекают изделия из бисера. У них вызывают восхищение яркие, контрастные по цвету брошки, браслеты, подвески. С большим желанием они их используют в играх как украшение для себя и кукол. Поэтому предложение самим научиться плести из бисера вызвало у детей восторг. Родители с воодушевлением поддержали педагогов и детей.
Наше новое увлечение бисероплетением подтолкнули к выбору направления кружковой работы такого вида рукоделия, как плетение из бисера. Так был определен кружок по рукоделию «Бусинка» базирующийся на плетении из бисера. Работа с бусинками и бисером даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Разрабатывая программу, мы попытались сделать ее более эффективной. Благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх как подарки, для оформления интерьера детских уголков.
«Бусинка» предоставляет детям возможность овладеть традиционной техникой бисероплетения. При планировании работы кружка мы учли план коллективно-творческих дел ДОУ, что помогло поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Рабочая программа кружка
Рабочая программа кружка «Бусинка» разработана на основе нормативных документов:
• Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф3; принят Государственной Думой РФ 21.12.2012 года, вступил в силу с 01.09.2013года;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержденный 17.10.2013г, приказ №1155;
• Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26;
• Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Организованная образовательная деятельность кружка «Бусинка» проводится в соответствии с требованиями программ дошкольного образования:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствие с ФГОС ДО.
Формы работы:
Курс обучения бисероплетению в кружке «Бусинка» рассчитан на один год (с сентября по май) для детей 5-7 лет.
В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков. Количество детей в группе- 10 человек.
Режим занятий – один раз в неделю (вторая половина дня) по 25 минут. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Результаты освоения программы определяются по результатам диагностики: начальная диагностика (начало года - сентябрь, итоговая аттестация (конец года- май).
В ходе занятий, для расслабления мышц и снятия напряжения проводятся физкультминутки и пальчиковая гимнастика
Цель программы
Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области бисероплетения, развитие художественно-эстетических способностей детей.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Обучающей:
• Учить детей азам плетения из бисера.
• Обогащать речь детей, расширять словарный запас
• Учить проговаривать свои действия
Развивающей:
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями
• развивать, мышление, память
• развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца;
• развивать творческую и трудовую активность детей и их стремление к самостоятельной деятельности.
Воспитательной:
• воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание.
Интеграция с другими областями
В программе прослеживаются связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы плетения бисером, используются знания образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из образовательной области «Познавательное развитие» : формирование элементарных математических представлений и образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» : изобразительная деятельность, рисования.
Формы реализации программы :
В процессе занятий используются различные методические приемы:
• Беседы;
• Занятия;
• Индивидуальная работа;
• Групповая работа;
• Коллективно-творческая работа;
• Работа с родителями;
• Оформление выставок.
Материалы для работы:
• Бусины и бисер (различных форм и размеров)
• Салфетки 40-40 см
• Леска и резинка для бисера
• Проволока медная или металлическая толщиной от 0,2 до 1 мм в диаметре
• Клей ПВA.
• Ножницы.
• Тетрадь в клетку (для схем).
• Цветные карандаши или фломастеры.
Ожидаемые результаты:
• В конце года дети должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, проволокой, леской, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения,
• Владеть способами плетения (петельный, параллельный). Читать схемы, плести сказки.
Список использованной литературы:
1. Ануфриева М. Я. «Радуга из бисера»
2. Виноградова Е. Бисер для детей : Игрушки и украшения
3. Котова И. Н. ,Котова А. С. Бисер. Гармония цветов.
4. Т. И. Татьянина Т. И. -М Бисер. Маленькие фигурки
5. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на проволоке.