Горбунова Валерия
Дополнительная общеразвивающая программа «Азарт» художественной направленности
(2 года)
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Азарт» создана как основной нормативный документ, регламентирующий образовательный процесс в объединении.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа :
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Азарт“ художественной направленности» размещена в разделах
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей, утвержденные письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, утвержденные письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности, утвержденные письмом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района».
Актуальность программы заключается в том, что в наше время активно пропагандируются новые формы танцевального искусства, популярные танцевальные стили и направления современной хореографии. Тенденция увлечения современными танцами позволяет удовлетворить естественную физическую потребность ребенка в разнообразных формах движения, расширить его художественный кругозор, раскрыть индивидуальные возможности и творческие способности детей среднего школьного возраста через танцевально-игровую деятельность посредством современной хореографии, адаптироваться к условиям современной жизни. Современный танец развивается, следуя за новейшими музыкальными тенденциями, а значит, он всегда находится на самом пике моды, то есть сиюминутного спроса, как детей, так и родителей.
Педагогическая целесообразность
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность. А так же воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Занятия танцами воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться поставленной цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, они развивают ассоциативное мышление, побуждают к творчеству.
Программа ориентирована на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности.
Занятия танцами дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье учащихся, побуждают к дальнейшему развитию.
Данная программа сочетает в себе словесные и практические методы обучения, нехарактерные для данного направления : беседа, объяснения, рассказ, показ видео, работа по методу подражания, выполнение движений по примеру, пробуждают воображение и творческие силы.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения:
принцип вариативности и свободы выбора, который необходим для самореализации личности;
принцип эмоциональной насыщенности, где занятия танцами дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье учащихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию;
- принцип креативности, который предполагает развитие и активизацию творческих способностей каждого ребенка;
- принцип индивидуализации, имеющий значение для осуществления личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности учащихся;
- принцип интеграции, который основан на взаимопроникновении специфического языка танца в другие сферы жизни, на основе общих выразительных средств дети ищут параллели в различных видах искусства, раскрывая художественный образ;
- принцип доступности, обеспечивающий переход от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Формы и методы обучения: дифференцированное обучение, рассказ, беседа, демонстрация, практическое занятие; методы контроля и управления
образовательным процессом: опрос, показ и др.
Цель дополнительной общеразвивающей программы
Формирование эстетических, нравственных, социально-значимых качеств личности и развитие творческих способностей детей посредством движения и музыки.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы
Обучающие:
- обучить основам ритмики; простейшим элементам современного эстрадного танца; элементам музыкальной грамоты; раскрепощено держаться на сцене.
Развивающие:
- развивать творческие способности и фантазию, способность наблюдать,
запоминать, повторять;
- формировать эмоциональное восприятие и осмысление явлений жизни;
- стремление расширять свой кругозор, активизация к познавательной
деятельности
- способствовать развитию чувства ритма.
Воспитательные:
- воспитывать гордость за свой народ, свою страну; трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формировать чувство внутренней свободы, навыки коллективного творчества.
Отличительные особенности данной программы в том, что на занятиях учащиеся осваивают не только элементы современного эстрадного танца, но пластику тела и основы актерского мастерства, что позволит полностью передавать задуманный образ на сцене.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы, от 10 до 14 лет. Принимаются все желающие.
Возрастные особенности детей
Дети среднего школьного возраста обладают любознательностью и яркостью воображения, длительным, устойчивым вниманием, достаточно развитой наглядно-образной памятью, остротой и свежестью восприятия, но еще учатся управлять им самостоятельно, самостоятельно анализировать окружающие явления и природу. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. Для ребёнка важно умение налаживать новые контакты и грамотно высказываться, поэтому необходимо научить его коммуникативным навыкам.
Уровень сложности программы
Исходя из возможностей и возрастных особенностей учащихся, содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
стартовый уровень предполагает формирование умений, лежащих в основе постановки корпуса, головы, рук и ног, простых танцевальных движений. Контроль правильности выполнения упражнений и танцевальных движений;
базовый уровень включает в себя правильное исполнение более сложных танцевальных связок, выполнение самостоятельных работ на занятиях-фантазии на основе полученных знаний и умений.
Структурная модель программы
Уровень Наполняемость учебных групп Возраст учащихся, особенности состава Год обучения Режим занятия, час Объем программы в год, час Особенности организации образовательного процесса
Стартовый 10-12 10-13 1 2 136 На базе учреждения
Базовый 8-10 12-14 2 2 136 На базе учреждения
Наполняемость учебных групп: 8-12 человек.
Срок реализации программы : 2 года
Форма обучения: очная
Форма организации занятий: аудиторная
Основные формы аудиторных занятий: занятие-беседа; разминка; занятие-репетиция; занятие-фантазия; музыкальная игра; творческое занятие; прогон; показ.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. Продолжительность одного занятий 45 минут. Перерыв между двумя занятиями 15 минут.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п Наименование разделов и (или) тем программы Количество часов Формы вводного, текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1 Опрос
2 Ритмика 34 6 28 Наблюдение
3 Пластика тела 30 4 26 Наблюдение
4 Элементы современного эстрадного танца 78 12 66 Показ
5 Итоговое занятие 2 2 Показ
ИТОГО 136 23 113
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п Наименование разделов и (или) тем программы Количество часов Формы вводного, текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1 Опрос
2 Ритмика 28 6 22 Тест
3 Актерское мастерство 26 12 16 Показ
4 Элементы современного эстрадного танца 84 10 74 Показ
5 Итоговое занятие 2 2 Показ
ИТОГО 136 29 105
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Правила поведения в ДДЮТ, коллективе, на улице, при ЧС. Форма для занятий, порядок проведения занятий.
Практика. Знакомство в игровой форме. Вводный опрос.
Стартовый уровень
2. Ритмика
Теория: связь музыки и движения. Понятие, «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки.
Практика. Ритмико-гимнастические упражнения, игры под музыку.
Музыкально-пространственные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями.
Бег: бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте.
Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям, направлениям. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Перестроения под музыку в разных темпах. Простейшие танцевальные движения. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо, регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. Д).
Текущей контроль – наблюдение.
3. Пластика тела
Теория. Развитие гибкости и подвижности – комплекс упражнений, способствующих исправлению осанки, укреплению мышц спины, укреплению и развитию дыхательного аппарата. Развитие пластичности и выразительности. Упражнения: «лента», «пружина», «ветки», «волна», «птица», «мячик», «плоскость». Этюды с применением пластических приемов.
Практика. Координация движений: сочетание движений различных частей тела; «волны»; «инерция движений»; упражнения в партере; «самоудары»; противодвижение; шаги под музыку по схемам; механические движения; волнообразные движения. Образные упражнения на координацию движений. Упражнения на выражение чувств пальцами рук: пальцы смеются; пальцы грустят; пальцы плачут. Кистями рук. Плечевыми суставами. Коленными суставами. Упражнения, содержащие в себе пластическую метафору: «шарик»; «кисть»; «падающий лист».
Текущий контроль – наблюдение.
4. Элементы современного эстрадного танца
Теория. Современный эстрадный танец включает в себя много танцевальных направлений и течений. Отличие эстрадного танца от других направлений хореографии. Терминология современного танца. Знакомство с основными направлениями современного эстрадного танца. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика. Работа над основными техническими приёмами современного танца. Работа над танцевальными элементами и композициями. Выполнение упражнений для рук, скрещивание рук сзади в замке. Поочередный подъем одного и двух плеч. Выполнение упражнений на развитие подъема и шага. Передвижение в пространстве. Знакомство со спецификой исполнения шага на месте и в сторону с приставкой. Прыжки по VI позиции, из I во II позицию. Знакомство с особенностями исполнения движений с элементами изоляции. Выполнение упражнений для ног в сторону на 90°. Особенности исполнения наклонов корпуса с разной амплитудой. Знакомство с круговыми движениями в суставах «локо-мотор». Разучивание и отработка танца на основе изученных элементов.
Промежуточная аттестация. Показ.
5. Итоговое занятие
Теория. Обсуждение выступлений. Обсуждение личных и коллективных успехов учащихся за учебный год.
Практика. Показ.
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Правила поведения в ДДЮТ, коллективе, на улице, при ЧС. Форма для занятий, порядок проведения занятий.
Практика. Вводный опрос.
Базовый уровень
2. Ритмика
Теория. Связь музыки и движения. Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа.
Практика: подскоки на месте; с продвижением.
Музыкально-пространственные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему, маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево.
Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук.
Бег: лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением.
Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям, хлопки, притопы (разный ритм, разный уровень)
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Приседания с опорой и без опоры, с предметами. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полу пальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх и др.
Текущий контроль. Тест.
3. Актерское мастерство
Теория. История развития актерского мастерства. Хореография как сценическое искусство. Характер. Манера. Музыкальность. Жесты. Пантомима. Этюды (животных, характер людей). Развитие творческой способности детей.
Практика. Пантомимические или эмоциональные движения.
Разминка лица. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).
Изучи своё лицо. Итак, пусть каждый учащийся принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т. д. Выражение лица каждого ребенка может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу.
Десять масок. Страх. Злость. Любовь (влюбленность). Радость. Смирение. Раскаяние, угрызение совести. Плач. Стеснение, смущение. Раздумье, размышление. Презрение. Равнодушие. Боль. Сонливость. Прошение (вы кого-то о чем-то просите). Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.
Промежуточная аттестация. Соревнование.
4. Элементы современного эстрадного танца
Теория. Знакомство с основными направлениями современного эстрадного танца. Эмоции, как основное средство выразительности. История появления танца «Хип-хоп», его особенности. Танец «Хип-хоп». Ознакомление с хип-хоп культурой. Основные стили. Основные принципы движений в хип-хоп танце (изоляция, опозиция, противодвижение). Противодвижение – движение одной части тела на встречу другой. Отработка базовых движений в хип-хоп танце. Работа над эмоциями в танце хип-хоп. Построение танцевальных комбинации из освоенных элементов. Постановка концертного номера в стиле «хип хоп».
Элементы брейк-данса. Освоение учащимися простейших базовых элементов танца. Знакомство с элементами, выполняемыми стоя (верх). Просмотр видео по элементам. Положение головы, корпуса. Положения рук 1,2,3,11. Позиции ног 1,2,6. Стойки брейк-данса (исходная, закрытая, открытая, класс, посад).
Практика. Основы хип-хопа. Элементы, построенные на шагах: выражение ритма в выстукивание ног; шаги из стороны в сторону на один и два счета; шаги из стороны в сторону с добавлением хлопков; шаги вперед- назад, повороты; упражнения на пластичность; выпады в сторону; крестик, простая вертушка на полу.
Элементы в стиле Хип – Хоп: повороты, удары локтями; квадратик, «зигзаг»; вращения руками, пластика рук; прыжки на месте и из стороны в сторону; «змеика» руками; «цветочек»; волна корпусом; работа плеч в различных темпах; пружинка в руках и корпусе; работа бедер по квадрату;
«восьмерки» в руках и коленях.
Основы Брейк-данса
Базовые элементы из раздела «Toprock» (Cross Step, Indian Step(Hip Twist, Salsa Step(на месте, вперед, назад, в стороны)
Изучение базовых элементов: 6step, 5step, 4step,3step в двух направлениях.
5. Итоговое занятие. Теория. Обсуждение выступлений. Обсуждение личных и коллективных успехов учащихся за учебный год.
Практика. Выступление.
Методическое обеспечение программы
№ Название разделов и тем Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий
1 Вводное занятие Беседа
Опрос Словесный
Наглядный Танцкласс
Зеркальная стенка
Аудиоаппаратура
Музыкальные фонограммы
2 Ритмика Разминка, Занятие-беседа Словесный
Практический Аудиоаппаратура
Музыкальные фонограммы
Реквизит
3
Пластика тела Занятие -фантазия,
Игра Словесный
Наглядный
Практический Аудиоаппаратура
Музыкальные фонограммы
Реквизит
Видео-ролики
4 Актёрское мастерство Игра, занятие – фантазия, творческое занятие Словесный Практический Аудиоаппаратура
Музыкальные фонограммы
Реквизит
Видео-ролики
Костюмы
5 Элементы современного эстрадного танца Показ, выступление, прогон, занятие-фантазия, репетиция Словесный
Практический Наглядный Аудиоаппаратура
Музыкальные фонограммы
Реквизит
Видео-ролики
Костюмы
6 Итоговое занятие Соревнование Практический Аудиозаписи
Костюмы
Реквизит
Система оценки результатов 1 года обучения
Стартовый уровень
Ожидаемые результаты
Личностные результаты освоения программы :
знать правила общения и поведения в творческом коллективе, наличие мотивации к занятиям, связь музыки и движения, зависимость движения от характера мелодии. Метапредметные результаты освоения программы : стремление расширять свой кругозор и проявлять познавательную активность, потребность в здоровом образе жизни, способность к творческому самовыражению и развитие творческих способностей. Предметные результаты освоения программы : Уметь выполнять упражнения для разминки частей тела, работать под счёт и музыку в заданном темпо-ритме, начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, наблюдать, повторять, запоминать. Для проверки освоения программы используются следующие формы контроля: Вводный (опрос) текущий (наблюдение, тест, показ); промежуточная аттестация (показ).
Система оценки результатов 2года обучения
(Базовый уровень)
Ожидаемые результаты
Личностные результаты освоения программы :
Знание терминологии современного танца, о развитие гибкости и подвижности, пластичности и выразительности, темпо-ритме музыки. Отличие эстрадного танца от других направлений хореографии.
Метапредметные результаты освоения программы :
развитие творческих способностей, памяти, воображения; стремление самостоятельному творчеству; стремление расширять свой кругозор и проявлять познавательную активность; потребность в здоровом образе жизни; способность к творческому самовыражению; участие в коллективной работе и самостоятельно.
Предметные результаты освоения программы :
Знать базовые танцевальные движения, границы рабочей площадки. Основные ритмические рисунки в музыке, основные движения Хип-Хопа, основные движения нижнего Брейк – Данса. Владеть основами своей этнической принадлежности.
Уметь владеть танцевальными умениями и навыками, самостоятельно двигаться в различных темпах, ритмах, направлениях, в группе и самостоятельно. В танце передать характер, настроение, выразительность, эмоциональность, владеть артистической смелостью на сцене
Для проверки освоения программы используются следующие формы контроля:
Вводный (опрос)
текущий (наблюдение, показ);
промежуточная аттестация (показ).
Список литературы для педагога
1. Барышникова Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. - М. : Айрис Пресс. 2000. с 147
2. Васильева Т. К. Секрет танца / Т. К. Васильева. - СПБ. : Диамант, 2007. с 417
3. Воронина И. С Историко-бытовой танец / И. С. Воронина. -М. : Искусство, 2008. с 53
4. Зацепина К. Народно-сценический танец / К. Зацепина. - М. : Искусство, 1976. с 128
Список литературы для учащихся
1. Беликова А. Н. Учить детей танцевать / А. Н. Беликова – М. : 2003. с127
2. Вербицкая А. Основы сценического движения / А. Вербицкая. – М. : ГИТИС, 1983. с16
3. Захова А. Мастерство актера и режиссера / А. Захова. – М. : ЭКСМО, 1983. с73